А.Д. Майданский ИЛЬЕНКОВ Эвальд ВасильевичНовая Российская энциклопедия. (18.2.1924, Смоленск 21.3.1979, Москва), советский философ, сын писателя, лауреата Сталинской премии В.П. Ильенкова. Окончил философский факультет МГУ. В 1943‑5 участвовал в боевых действиях на Западном фронте в качестве командира артиллерийского взвода. В 1950 — аспирант, затем преподаватель МГУ. С 1953 и до конца жизни — сотрудник Института философии АН СССР. В 1953 И. защитил кандидатскую диссертацию о методе научного познания в экономических трудах К. Маркса, давшую начало целому направлению в марксистской философии (диалектическая логика). И. стремился показать, как теоретическое мышление воспроизводит логику исторического процесса формирования предмета — «от абстрактного к конкретному». Философию И. понимал как науку о законах и категориях мышления. В 1955 он был уволен из МГУ по обвинению в «гносеологическом извращении» предмета философии. В это время написана «Космология духа», в которой им решалась проблема смысла и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе И., они противостоят энтропии и, жертвуя собой, осуществляют возвроджение умирающих миров. Смерть «мыслящего духа» становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней — иных разумных существ. В 1962 во втором томе «Философской энциклопедии» появилась программная статья И. «Идеальное». Категорию идеального — в разных ее ипостасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов, и в ее собственно логической форме, — И. исследовал в течение всей жизни. «Идеальное» не синоним «психического» и «сознательного», оно обладает вполне объективной реальностью, доказывал он. Идеальное есть особое отношение вещей, когда сущность какой-либо вещи или целого класса вещей выражается и представляется через другую вещь. Так, в золоте выражается стоимость товаров, в слове представлены значения реальных вещей и событий, флаг и гимн символизируют историю страны и т.д. Идеальное представление возникает в процессе труда — в «работе руки», в актах «практического очеловечения природы». Все вещи, вовлекаемые человеком в круг трудовой деятельности, в том числе собственные тела людей, получают «печать идеальности». При этом обнажается скрытая сущность явлений — причины и законы их бытия. Идеальное есть то же материальное, но вывернутое «сущностью наружу». С конца 60-х И. принимает участие в эксперименте со слепоглухими детьми, проводимом в Загорском интернате под руководством А.И. Мещерякова. Процесс формирования человеческой личности, отмечет И., здесь «растянут во времени», и появляется возможность увидеть, «как бы с помощью замедленной киносъемки», момент рождения идеального в пока еще не человеческой, «натуральной» психике, – явление на свет человеческого «я». Всестороннее, гармоничное развитие человеческой личности И. считает главной целью развития общества. В книге «Об идолах и идеалах» прослеживаются метаморфозы идеала совершенной личности на протяжении истории человечества. В 1979 году после очередной кампании травли и затяжной депрессии И.
добровольно ушел из жизни. С 1991 года его учениками проводятся ежегодные Ильенковские Чтения. Соч.: Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. М., 1960; Об идолах и идеалах. М., 1968; Диалектическая логика. М., 1974; Искусство и коммунистический идеал. М., 1984; Философия и культура. М., 1991; Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997; Школа должна учить мыслить. М., 2002. Лит.: Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy: From the Bolsheviks
to Evald Ilyenkov. Cambridge, 1991; Мареев С.Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. 2-е изд. М., 1997;
Драма советской философии: Эвальд Васильевич Ильенков. М., 1997; Э.В. Ильенков: личность и творчество.
М., 1999; Evald Ilyenkov’s philosophy revisited. Helsinki, 2000; Эвальд Васильевич
Ильенков в воспоминаниях. М., 2004. |