Альберт Эйнштейн
Предисловие к книге Рудольфа Кайзера
«Спиноза. Портрет героя духа»
Собрание научных трудов, в четырех томах.
Москва: Наука, 1967, том 4
Foreword to Rudolf Kayser's «Spinoza. Portrait of a spiritual Hero».
New York: Philosophical Library, 1946, pp. IX-XI.
Вряд ли могут проницательные
люди с острой восприимчивостью избежать чувства подавленности и одиночества, сталкиваясь
с ужасными событиями нашего времени. Уверенность в неуклонном движении человечества
на пути к прогрессу, вдохновлявшая людей в XIX веке, уступила место всеобщему
разочарованию. Разумеется, никто не может отрицать успехов, достигнутых в области
науки, и технических новшеств, но на своем собственном опыте мы знаем, что все
эти достижения не могут ни облегчить сколько-нибудь существенно те трудности,
которые выпадают на долю человека, ни облагородить его поступки. Ставшая привычной
причинная интерпретация всех явлений, в том числе и явлений, относящихся к психической
и социальной сферам, лишила осторожно мыслящих интеллигентов чувства уверенности
и тех утешений, которые прежние поколения могли найти в традиционной религии,
подкрепляемой властью. Нынешнее положение в какой-то мере сходно с изгнанием из
наивного детского рая.
Таковы в кратких словах бедствия, испытываемые
мыслящим человеком нашего времени. Часто он ищет спасения от своего несчастья,
пускаясь в причудливый, но поверхностный скептицизм или хватаясь за любое средство,
способное отвлечь его от внешних раздражителей. Подобные усилия тщетны, ибо нельзя
долгое время питаться наркотиками вместо обычной полезной пищи.
В общем же мы очень мало знаем о том, как люди борются с подобной ситуацией,
если только мы не психиатры; но и они, как правило, имеют дело лишь с теми, у кого
просто нет сил для самостоятельного разрешения духовного конфликта. За исключением
этих случаев мы очень мало знаем о том, как наши современники решают проблему
отношения индивидуума к заданным условиям как человеческого, так и внечеловеческого
характера [253] и достигают внутреннего покоя и уверенности, без которых
невозможны ни гармоничное существование, ни работа. Кроме того, лишь немногие
индивидуумы обладают столь ясным мышлением, что могут поделиться в понятной для
окружающих форме своим субъективным опытом.
В силу сказанного для людей нашего времени особую важность приобретает
знакомство с жизнью и борьбой выдающихся личностей, которые столкнулись с теми же
духовными трудностями и преодолели их и чья биография и труды могут помочь нам понять
существо их героических свершений.
Среди таких личностей одно из выдающихся мест занимает Барух Спиноза.
Именно поэтому мы испытываем такое удовлетворение, знакомясь с жизнью и борьбой
этого человека по предлагаемой вниманию читателя книге. Автор не смотрит на Спинозу
критическим взглядом философа. Подход автора — это подход сочувствующего историка,
интуитивно постигшего причины действий этой чистой и одинокой души. Разумеется,
чтение книги Кайзера не может заменить подробного изучения собственных трудов
Спинозы, но зато делает более близкой нам личность Спинозы и тем самым облегчает
понимание его идей.
Хотя Спиноза жил триста лет тому назад, духовная
обстановка, в условиях которой ему приходилось бороться, очень близко напоминает
нашу. Спиноза был полностью убежден в причинной зависимости всех явлений еще в
то время, когда попытки достичь понимания причинных связей между явлениями природы
имели весьма скромный успех. Убежденность Спинозы в причинной зависимости всех
явлений относилась не только к неодушевленной природе, но и к человеческим чувствам
и поступкам. У него не было никаких сомнений относительно того, что наша свободная
(т.е. не подчиняющаяся причинности) воля является иллюзией, обусловленной тем,
что мы не принимаем во внимание причины, действующие внутри нас. В изучении этой
причинной связи он видел средство излечения от страха, ненависти и горечи, единственное
средство, к которому может обратиться мыслящий человек. Обоснованность своих убеждений
он доказал не только с помощью ясного и точного изложения своих рассуждений, но
и примером всей своей жизни.