Жюльен Офре де Ламетри
Краткое изложение философских систем
для облегчения понимания «Трактата о душе»
Abrégé des systèmes,
pour faciliter l’intelligence du «Trauté de l’âme» (1796)
Ламетри Ж.О. Сочинения
Москва, 1976
В нескольких словах система Спинозы сводится к следующему. Он утверждает:
1. Что одна субстанция не может произвести другую. [173]
2. Что ничто не может быть создано из ничего, согласно стиху Лукреция:
Nihilam remex nihilo fieri divinitus unquam 1.
3. Что существует всего только одна субстанция, потому что субстанцией
можно назвать только то, что является вечным, независимым от всякой высшей причины,
то, что существует само по себе и в силу необходимости. Он прибавляет, что эта
единственная, нераздельная и неделимая субстанция не только наделена бесконечным
множеством совершенств, но и видоизменяется бесконечно: как протяженность
тела и все, что занимает пространство, так и мысль — душа и сознание, представляют
собой ее модификации. Целое, однако, остается неподвижным и при этих изменениях
не теряет ничего в своей сущности.
Спиноза определяет чувства в соответствии со своими принципами:
они — движения души, этой мыслящей части Вселенной, происходящие вследствие движений
тел, являющихся протяженными частями Вселенной. Это определение, очевидно, неверно,
так как сотни раз доказано, что, во-первых, мысль является лишь акцидентальной
модификацией чувствующего начала, которое, следовательно, вовсе не составляет
мыслящей части Вселенной; во-вторых, что душа представляет себе не внешние предметы,
но лишь некоторые отдельные свойства этих вещей, которые весьма относительны
и произвольны, что, наконец, большая часть наших ощущений или идей настолько
зависит от наших органов, что они тотчас же изменяются вместе с ними.
Достаточно прочесть Бейля («Критический словарь», статья о Спинозе),
чтобы увидеть, что этот добрый человек (ибо, хотя он был атеистом, он
был кротким и добрым человеком) все смешал и запутал, связав новые идеи со старыми
словами. Его атеизм сильно походит на лабиринт Дедала: столько в нем мучительных
поворотов и закоулков. Аббат Кондильяк имел терпение обойти их все, оказав им
слишком много чести. В системе Спинозы, воскресившего системы Ксенофана, Мелисса,
Парменида и многих других, нет и следа естественного закона, так как естественные
принципы являются не чем иным, как привычными принципами. Переводчик «Трактата
о счастливой жизни» Сенеки развил значительно дальше эту мысль, которая, по-видимому,
признавалась великим [174] гением — Паскалем, говорившим, что «он очень
опасается, как бы природа не оказалась первой привычкой и как бы привычка не
оказалась второй природой». Согласно Спинозе, далее, человек — настоящий автомат,
машина, подчиненная неизменной необходимости, влекомая настойчивым фатализмом,
подобно судну, увлекаемому течением. По-видимому, автор «Человека-машины» 2
написал свою книгу с нарочитой целью защитить эту печальную истину. [175]
1 «Из ничего ничто
не творится по божественной воле».
2 Эту книгу написал сам Ламетри.