Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





  Эвальд Васильевич ИЛЬЕНКОВ  

«Вопросы философии», 6 (1979), с. 182-184



Философская наука понесла тяжелую, невосполнимую утрату. 21 марта сего года скоропостижно скончался Эвальд Васильевич Ильенков. Ушел от нас один из самых талантливых, самых глубоких и ярких философов нашего времени.

На редкость содержательным и творчески продуктивным был его жизненный путь. Он родился 18 февраля 1924 года в городе Смоленске. После окончания московской средней школы поступает учиться на философский факультет МИФЛИ имени Чернышевского, однако война прерывает его занятия философией. Окончив в 1943 году артиллерийское училище, Э.В. Ильенков участвует в боях против немецко-фашистских захватчиков. На фронте он становится кандидатом в члены КПСС. Войну Э.В. Ильенков закончил в Берлине. За участие в боевых действиях он был награжден орденом «Отечественная война II степени», медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими. Именно они, трудные дороги войны, и явились для него, как и для всего его поколения, суровой школой воспитания ненависти к идеологии человеконенавистничества, школой воспитания того высокого, деятельного марксистско-ленинского гуманизма, которым проникнуто все его научное творчество и публицистика от первых, навеянных фронтовыми впечатлениями очерков в «Красной звезде» до книги о Ленине, над которой он работал до последнего часа своей жизни.

В 1946 году Э.В. Ильенков возобновляет занятия на философском факультете МГУ, с отличием оканчивает его и поступает в 1950 году в аспирантуру того же факультета, по кафедре истории зарубежной философии. Его кандидатская диссертация по проблемам диалектической логики в экономических трудах Маркса, успешно защищенная в 1953 году, стала заметным событием в жизни философской общественности. С этого момента все свои силы и знания, свой глубокий и яркий талант мыслителя он отдал делу творческого развития материалистической диалектики — революционной души марксизма.

С 1953 года и до конца жизни — четверть века Эвальд Васильевич работал в Институте философии АН СССР. В эти годы и были созданы его труды, оставившие неизгладимый след в развитии философской науки. Характерной особенностью всех произведений Э.В. Ильенкова является органическое сочетание подлинной научности, глубины и тонкости логического анализа с высокой образностью мышления, умение излагать самые сложные и абстрактные проблемы философии удивительно просто и ясно. Уже первая его книга «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса» (1960) внесла существенный вклад в развитие того направления марксистско-ленинской философии, которому придавал особое значение В.И. Ленин, — в разработку диалектики как логики и теории познания марксизма. Эта книга, вскрывшая мощный пласт философских, диалектико-логических, теоретико-познавательных [182] идей, лежащих в фундаменте «Капитала», получила широкую известность в нашей стране и за рубежом и стала для целого поколения философов своего рода пособием в изучении марксистско-ленинской философии. Она дала мощный импульс для развертывания серии исследований в этом направлении. Постановлением Президиума Академии наук СССР Эвальду Васильевичу Ильенкову за исследование актуальных проблем теории познания диалектического материализма в 1965 году была присуждена премия имени Н.Г. Чернышевского.

В шестидесятые годы Э.В. Ильенков принимает активное участие в создании советской «Философской энциклопедии», для которой он написал ряд глубоких статей по ключевым проблемам диалектического материализма. Особую известность приобрела его статья «Идеальное».

В числе его работ второй половины 60-х годов выделяется цикл исследований, посвященных теоретическому и историческому анализу проблемы мышления в философии и психологии. Эту фундаментальную проблему, так же как и все проблемы, над которыми работал Эвальд Васильевич, он решал в широком историко-философском контексте, давая теоретический анализ различных философских концепций мышления, их противоречий и развития, закономерным итогом и формой разрешения которых и явилось марксистское, диалектико-материалистическое понимание мышления, природы его логических закономерностей. Вообще для всего творчества Э.В. Ильенкова характерно диалектическое единство истории и современности, умение взглянуть на современные проблемы философии сквозь призму всего предшествующего развития философской мысли, с одной стороны, и вместе с тем способность нередко по-новому увидеть и оценить историю философии с позиций глубоко понятой современности — с другой. Эвальд Васильевич Ильенков немало сделал для выполнения ленинского завета теоретического осмысления истории философской мысли, для раскрытия современного актуального значения великих идей Спинозы, Канта, Фихте и особенно диалектики Гегеля. В 1968 году он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «К вопросу о природе мышления». Органическая связь проблем философских с проблемами социальными, вопросов теоретических с вопросами практическими, глубокое понимание мировоззренческого смысла и значения идей марксистско-ленинской теории познания, диалектической логики — важнейшая черта всего его научного творчества. Она нашла отражение и в его книге «Об идолах и идеалах» (1968).

В последующие годы Э.В. Ильенков продолжает и значительно расширяет исследования, посвященные проблемам теории диалектики и ее истории. В 1974 году выходит его книга «Диалектическая логика». Наряду с разработкой проблем материалистической диалектики как логики современного научного мышления, анализом категорий диалектики Эвальд Васильевич уделяет все большее внимание философским проблемам психологии и педагогики, проблемам развития человеческой личности, формирования способностей, воспитания ума. Среди работ этого цикла можно назвать его замечательную статью «Школа должна учить мыслить» (1964), «Становление личности: к итогам научного эксперимента» (1977), брошюру «Учитесь мыслить смолоду» (1977) и многие другие. В последние годы Эвальд Васильевич работал над книгой, посвященной ленинскому пониманию диалектики, путей ее разработки и ее роли в развитии науки, в строительстве нового, социалистического общества.

Многие книги и статьи Ильенкова становились заметными явлениями в духовной жизни. Они широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Основные его труды переведены и изданы на 18 языках.

Свою большую и многогранную теоретическую работу Эвальд Васильевич всегда умело сочетал с активной общественной деятельностью, с яркой и умной, талантливой пропагандой идей марксизма-ленинизма. [183] Особенно много, увлеченно и умело работал он с молодежью, которая тянулась к нему, учась у него безраздельной преданности идеалам марксистской философии. Для него лично философия была не только делом всей его жизни – она была самой его жизнью. Всякая вульгаризация нашей философии, половинчатость, расплывчатость, непоследовательность в истолковании ее великих, добытых в тяжелых идейных сражениях убеждений вызывали у него чувство физической боли. Партийная непримиримость к враждебной марксизму-ленинизму идеологии, к любым попыткам фальсификации фундаментальных завоеваний марксистско-ленинской философской мысли пронизывала все его творчество. Аргументированной критике современной буржуазной философии и ревизионизма он посвятил немало прекрасных страниц.

Эвальда Васильевича Ильенкова больше нет среди нас. Но его труды, его идеи, его светлый образ пламенного философа-коммуниста, его творческий дух живут, они будут и впредь играть активную роль в дальнейшем развитии марксистско-ленинской философии, во всей полноте ее созидательных идей и принципов. [184]

[Л.К. Науменко]