Эвальд Васильевич ИЛЬЕНКОВ
|
«Вопросы философии», 6 (1979), с. 182-184
Философская наука понесла тяжелую, невосполнимую утрату.
21 марта сего года скоропостижно скончался Эвальд Васильевич Ильенков.
Ушел от нас один из самых талантливых, самых глубоких и ярких философов
нашего времени.
На редкость содержательным и творчески продуктивным
был его жизненный путь. Он родился 18 февраля 1924 года в городе Смоленске.
После окончания московской средней школы поступает учиться на философский
факультет МИФЛИ имени Чернышевского, однако война прерывает его занятия
философией. Окончив в 1943 году артиллерийское училище, Э.В. Ильенков
участвует в боях против немецко-фашистских захватчиков. На фронте он
становится кандидатом в члены КПСС. Войну Э.В. Ильенков закончил в
Берлине. За участие в боевых действиях он был награжден орденом «Отечественная
война II степени», медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией»
и другими. Именно они, трудные дороги войны, и явились для него, как
и для всего его поколения, суровой школой воспитания ненависти к идеологии
человеконенавистничества, школой воспитания того высокого, деятельного
марксистско-ленинского гуманизма, которым проникнуто все его научное
творчество и публицистика от первых, навеянных фронтовыми впечатлениями
очерков в «Красной звезде» до книги о Ленине, над которой он работал
до последнего часа своей жизни.
В 1946 году Э.В. Ильенков возобновляет занятия на философском
факультете МГУ, с отличием оканчивает его и поступает в 1950 году в
аспирантуру того же факультета, по кафедре истории зарубежной философии.
Его кандидатская диссертация по проблемам диалектической логики в экономических
трудах Маркса, успешно защищенная в 1953 году, стала заметным событием
в жизни философской общественности. С этого момента все свои силы и
знания, свой глубокий и яркий талант мыслителя он отдал делу творческого
развития материалистической диалектики — революционной души марксизма.
С 1953 года и до конца жизни — четверть века Эвальд
Васильевич работал в Институте философии АН СССР. В эти годы и были
созданы его труды, оставившие неизгладимый след в развитии философской
науки. Характерной особенностью всех произведений Э.В. Ильенкова является
органическое сочетание подлинной научности, глубины и тонкости логического
анализа с высокой образностью мышления, умение излагать самые сложные
и абстрактные проблемы философии удивительно просто и ясно. Уже первая
его книга «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса»
(1960) внесла существенный вклад в развитие того направления марксистско-ленинской
философии, которому придавал особое значение В.И. Ленин, — в разработку
диалектики как логики и теории познания марксизма. Эта книга, вскрывшая
мощный пласт философских, диалектико-логических, теоретико-познавательных [182]
идей, лежащих в фундаменте «Капитала», получила широкую известность
в нашей стране и за рубежом и стала для целого поколения философов
своего рода пособием в изучении марксистско-ленинской философии. Она
дала мощный импульс для развертывания серии исследований в этом направлении.
Постановлением Президиума Академии наук СССР Эвальду Васильевичу Ильенкову
за исследование актуальных проблем теории познания диалектического
материализма в 1965 году была присуждена премия имени Н.Г. Чернышевского.
В шестидесятые годы Э.В. Ильенков принимает активное
участие в создании советской «Философской энциклопедии», для которой
он написал ряд глубоких статей по ключевым проблемам диалектического
материализма. Особую известность приобрела его статья «Идеальное».
В числе его работ второй половины 60-х годов выделяется
цикл исследований, посвященных теоретическому и историческому анализу
проблемы мышления в философии и психологии. Эту фундаментальную проблему,
так же как и все проблемы, над которыми работал Эвальд Васильевич,
он решал в широком историко-философском контексте, давая теоретический
анализ различных философских концепций мышления, их противоречий и
развития, закономерным итогом и формой разрешения которых и явилось
марксистское, диалектико-материалистическое понимание мышления, природы
его логических закономерностей. Вообще для всего творчества Э.В. Ильенкова
характерно диалектическое единство истории и современности, умение
взглянуть на современные проблемы философии сквозь призму всего предшествующего
развития философской мысли, с одной стороны, и вместе с тем способность
нередко по-новому увидеть и оценить историю философии с позиций глубоко
понятой современности — с другой. Эвальд Васильевич Ильенков немало
сделал для выполнения ленинского завета теоретического осмысления истории
философской мысли, для раскрытия современного актуального значения
великих идей Спинозы, Канта, Фихте и особенно диалектики Гегеля. В
1968 году он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «К вопросу
о природе мышления». Органическая связь проблем философских с проблемами
социальными, вопросов теоретических с вопросами практическими, глубокое
понимание мировоззренческого смысла и значения идей марксистско-ленинской
теории познания, диалектической логики — важнейшая черта всего его
научного творчества. Она нашла отражение и в его книге «Об идолах и
идеалах» (1968).
В последующие годы Э.В. Ильенков продолжает и значительно
расширяет исследования, посвященные проблемам теории диалектики и ее
истории. В 1974 году выходит его книга «Диалектическая логика». Наряду
с разработкой проблем материалистической диалектики как логики современного
научного мышления, анализом категорий диалектики Эвальд Васильевич
уделяет все большее внимание философским проблемам психологии и педагогики,
проблемам развития человеческой личности, формирования способностей,
воспитания ума. Среди работ этого цикла можно назвать его замечательную
статью «Школа должна учить мыслить» (1964), «Становление личности:
к итогам научного эксперимента» (1977), брошюру «Учитесь мыслить смолоду»
(1977) и многие другие. В последние годы Эвальд Васильевич работал
над книгой, посвященной ленинскому пониманию диалектики, путей ее разработки
и ее роли в развитии науки, в строительстве нового, социалистического
общества.
Многие книги и статьи Ильенкова становились заметными
явлениями в духовной жизни. Они широко известны не только в нашей стране,
но и за рубежом. Основные его труды переведены и изданы на 18 языках.
Свою большую и многогранную теоретическую работу Эвальд
Васильевич всегда умело сочетал с активной общественной деятельностью,
с яркой и умной, талантливой пропагандой идей марксизма-ленинизма. [183]
Особенно много, увлеченно и умело работал он с молодежью, которая
тянулась к нему, учась у него безраздельной преданности идеалам марксистской
философии. Для него лично философия была не только делом всей его жизни
– она была самой его жизнью. Всякая вульгаризация нашей философии,
половинчатость, расплывчатость, непоследовательность в истолковании
ее великих, добытых в тяжелых идейных сражениях убеждений вызывали
у него чувство физической боли. Партийная непримиримость к враждебной
марксизму-ленинизму идеологии, к любым попыткам фальсификации фундаментальных
завоеваний марксистско-ленинской философской мысли пронизывала все
его творчество. Аргументированной критике современной буржуазной философии
и ревизионизма он посвятил немало прекрасных страниц.
Эвальда Васильевича Ильенкова больше нет среди нас.
Но его труды, его идеи, его светлый образ пламенного философа-коммуниста,
его творческий дух живут, они будут и впредь играть активную роль в
дальнейшем развитии марксистско-ленинской философии, во всей полноте
ее созидательных идей и принципов. [184]
[Л.К. Науменко]