Г.В. ЛОБАСТОВ
ИЗ ИСТОРИИ ИЛЬЕНКОВСКИХ ЧТЕНИЙ
В 1980 году, на следующий год после кончины Эвальда Васильевича Ильенкова,
будучи приуроченным к дню его рождения, в Институте философии, где с 1954 года
и до конца жизни работал Э.В. Ильенков, под руководством В.А. Лекторского
прошел первый семинар, посвященный памяти Эвальда Васильевича. Семинар был формой
теоретической работы сектора теории познания, которым руководил В.А. Лекторский,
был постоянным, проходил, кажется, ежемесячно, руководителем его был сотрудник
сектора Е. Никитин. С тех пор, с 1980 года, февральский семинар был
всегда посвящен Ильенкову — до тех пор, пока как-то, почти само собой, память
о нем не растворилась во всеобщей суете. Можно, конечно, предполагать различные
варианты причин исчезновения ежегодных собраний в Институте философии, посвященных
памяти Ильенкова, но основной, кажется, была та, которая связывала содержание
разговоров мемориальными темами и не позволяла выходить в глубокие и содержательные
разговоры.
Хотя это не совсем так. По мере того, как эмоциональное восприятие случившегося
постепенно остывало, в семинары все более вводилось научное содержание, связанное
с творчеством Ильенкова. Однако это «все более» ограничивалось внешней поверхностностью,
которая, конечно же, не могла удовлетворить тех, кто к творчеству Ильенкова пытался
отнестись серьезно и кто видел у него постановку тех философских проблем, разрешение
которых требовало специальной и серьезной работы. Нельзя сказать, что за этими
внешними, как бы само собой текущими обстоятельствами, не лежало достаточно отчетливо
обозначенное в сознании публики различие философских ориентаций: Ильенков для
многих был величиной не столько философской, сколько мифической –
|
302 |
все чувствовали и даже видели в нем внутреннюю мощь
мысли, но далеко не все принимали ее ход — ни в исходных позициях, ни в результатах,
ни тем более в ее диалектическом осуществлении. Поэтому и семинары его памяти
никак не могли превратиться в содержательный разговор, монологично начатый Ильенковым
в начале 50‑х годов прошлого века. Более того, они как бы само собой стали
вырождаться, возвращаясь на «круги своя» в своих мемориальных интенциях.
В 1990 году Мареев С.Н., более чем через десять лет после смерти Ильенкова,
высказал идею Ильенковских чтений и успешно провел их вслед за проводимой Философским
обществом СССР некой очередной конференцией. Чтения проходили за городом, в пансионате
«Энергия» близ Фирсановки, были ориентированы скорее на экспромт и именно этим
обстоятельством оказались интересны, ибо выявили реальное содержание сознания
участвующей философской публики и состав тех проблем, которыми она в философии
жила. География участников была обширной — это и Ростов-на-Дону, и Киев, и Свердловск,
и Воронеж, и Ленинград, и Алма-Ата, и Пенза и многие другие города — в ту пору,
при советской власти, научная работа в форме собраний различного рода всячески
поддерживалась, в том числе в финансовом отношении.
С тех пор Чтения проводятся ежегодно. Вполне естественно, что они год от года
модифицировались. Это было связано со многими обстоятельствами, в первую очередь
внешнего рода. Но с самого начала взяв ориентир на обсуждение ильенковской проблематики,
выявление и тематизацию тех вопросов, которые у Ильенкова так или иначе присутствовали,
но для сознания не были явлены отчетливо, и которые представляли для участников
актуальный интерес, — все эти вопросы стали сознательно выноситься на обсуждение
и в меру возможностей самой участвующей публики — уже для нее самой — прояснялись.
С 1997 года материалы обсуждений стали доступны не только участвующей в
Чтениях публике — они стали публиковаться. Первый сборник тезисов выступлений
вышел в издательстве «Книга» Московской государственной академии печати, на базе
которой в том году проходили
|
303 |
очередные Чтения. Потом появился объемный сборник материалов
Юбилейных чтений 1999 года, вышедший двумя изданиями. В 2002 году вышли
материалы Чтений 2000 и 2001 года — в двух томах. С настоящего времени Оргкомитет
Чтений и созданное в 2002 году Философское общество «Диалектика и культура»
начинает серийный выпуск материалов, так или иначе связанных с Ильенковской проблематикой,
что по большому счету означает — с мировой философской классикой. И связанных,
естественно, с ежегодно проводимыми Чтениями.
Начавшись в 1990 году, Чтения, не имея постоянной дислокации, ежегодно
проводились в самых различных местах. В первую очередь, естественно, в Институте
философии, где всегда находили поддержку В.А. Лекторского, который вместе
с В.В. Давыдовым до его кончины в 1998 году номинально возглавляли
Оргкомитет. Реально работавшая группа была представлена в первую очередь Мареевым С.Н.
и Лобастовым Г.В. Для понимающих объективную ситуацию вокруг ильенковских
идей не может показаться удивительным, что после смерти В.В. Давыдова, ближайшего
друга Э.В. Ильенкова, естественным образом реальное и номинальное организационное
руководство осталось за означенными последними фигурами. С 1996 года по
факту (по определению содержательных, аудиторных, временных, пространственных
и номенклатурно-организационных привязок) организация и проведение Ильенковских
чтений оказались за Лобастовым Г.В., который в ту пору заведовал кафедрой философии
Московской государственной академии печати и имел возможности проведения Чтений
на базе этой Академии. На этой базе Чтения проходили дважды — при благосклонном
отношении к этому делу ректора Академии проф. Цыганенко А.М. Именно там впервые
были изданы тезисы Чтений.
Блестяще прошедшие там Чтения (по организации и по содержанию) не в последнюю
очередь оказались основанием ухода Лобастова Г.В. с заведования кафедрой, и в
следующем году они уже проходили в Институте эстетического воспитания РАО, на
Пречистенской набережной, директор которого Кушаев Н.А. благосклонно и с активным
участием собственного
|
304 |
института предоставил возможность проведения Чтений
в своих стенах.
В 1999 году Чтения — уже юбилейные, посвященные 75-летию Э.В. Ильенкова
– проходили опять, как и первые, далеко от Москвы, в городе-спутнике Зеленограде,
в Московском институте делового администрирования, крошечном вузе, где Лобастов Г.В.
волей судьбы оказался проректором. Это были первые Чтения, имевшие международный
характер. Надо сказать, с этого момента началась серьезная и страшная трата сил
на собственно организационные моменты — до сих пор как бы естественное самодвижение
требовало лишь элементарных усилий, связанных с внешними обстоятельствами. До
сих пор можно было обойтись элементарными звонками, имеющими значение приглашения.
Теперь дело обстояло иначе. Не в последнюю очередь именно это обстоятельство
привело к идее и созданию Философского общества «Диалектика и культура».
Следует сказать, имея в виду контекст развития Ильенковских чтений, что в
их становлении существенную роль сыграли семинары, организованные и проводимые
Мареевым С.Н. в Экономической академии, возникшей в начале 90-х годов и размещавшейся
в Гнездиковском переулке. В этом семинаре сложилась группа людей, научные интересы
которых были сосредоточены вокруг содержания ильенковских поисков и которые по
существу были инициирующим центром развития и расширения обсуждения ильенковской
проблематики. Это было в 1995 году. Случилось так, что Мареев С.Н. в том
году был вынужден покинуть кафедру, а Лобастов Г.В. как раз занял кафедру философии
в Академии печати. Естественным образом произошел переход семинара в руководство
Лобастову Г.В. (за два года было проведен 21 семинар с самой различной проблематикой
– от научных идей Чижевского до места марксизма в современной жизни; внутри этого
диапазона ведущими темами были центральные проблемы ильенковской философии),
и он приобрел имя Московского межвузовского методологического семинара (МММС).
Просуществовал семинар в этом статусе два с лишним года с ежемесячной периодичностью,
в последующем
|
305 |
его ритм постепенно сошел на нет — по внешним причинам,
среди которых в первую очередь была нарастающая активность и энергия Чтений,
забирающая силы организаторов и как бы вытесняющая локальные обсуждения проблем
и т.д. Однако они еще проходили и в Зеленограде, и в Российском институте интеллектуальной
собственности, где трижды, с 2000-го по 2002 год при активной поддержке
руководства института имели место Ильенковские чтения.
С приобретением в 1999 году статуса Международной конференции Ильенковские
чтения поглотили силы их организаторов настолько, что на семинары этих сил уже
не хватало. Но они не исчезли — они просто потеряли строгую периодичность, стали
быть приуроченными к существенным датам научной истории: памятные дни Ильенкова,
Давыдова, Лифшица, Гегеля, Канта и т.д. Но это было и остается только внешне-временной
формой, в рамках которой обособляются и обсуждаются в призме исходных ильенковских
идей содержательные проблемы, связанные с творчеством соответствующих персонажей.
Места проведения семинаров и Чтений, повторю, самые различные: Институт философии
РАН, Академия образования, различные Институты этой Академии и т.д., в нынешнем,
2004 году, — Российский государственный гуманитарный университет.
Следует заметить, что работа Чтений всегда так или иначе привязывалась и к
интересам той организации, под эгидой которой они проводились. Это сделать несложно:
там, где есть потребность в знании, в понимании тех вещей, которыми занимаешься,
– обращение к Ильенкову просто необходимо.
О составе участников можно легко судить по изданным материалам. Это — от студентов
до академиков, от инженеров до философов.
Чтения имеют непосредственный контакт с журналом «Вопросы философии», где
неоднократно эти Чтения объявлялись и публиковались сообщения в рубрике «Научная
жизнь». Отклики на Чтения имели место и в других изданиях, в частности в «Экономической
газете». С выходом конференции на международную арену установились содержательные
контакты с зарубежными исследователями творчества
|
306 |
Э.В. Ильенкова. География их достаточно широка.
Это Германия, Великобритания, Финляндия, Канада, Аргентина, Соединенные Штаты
Америки, в ближнем зарубежье — Украина, Казахстан, Белоруссия и др.
Философское общество «Диалектика и культура» и его постоянный Оргкомитет Ильенковских
чтений открыты к любым предложениям, связанным с их организационной, научной
и публичной деятельностью.
|
307 |
|