Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





Андрей Майданский

Предисловие

«Логос», 1 (2009), с. 3-5


«Диалектика идеального» написана Эвальдом Васильевичем Ильенковым в середине 70‑х годов. Предлагаемая читателю «Логоса» исходная версия работы ранее не публиковалась. Машинописная копия сохранилась в архиве А.А. Сорокина, которому ее передал сам Ильенков. Мне хотелось бы выразить благодарность Александру Александровичу за присланную рукопись и рассказ о связанных с нею событиях, свидетелем которых он был, работая в Институте философии и тесно общаясь с Ильенковым.

Документ представляет собой копию, выполненную машинисткой Института философии (Ильенков обычно печатал свои тексты в единственном экземпляре на трофейной пишущей машинке с легко узнаваемым шрифтом). Объем — 85 страниц. Опечаток мало и те почти все исправлены. На полях и между строк рукописи — карандашные пометки рецензентов.

К весне 1976 года сектор диалектического материализма подготовил двухтомный труд, одной из глав которого была «Диалектика идеального». Решение о публикации принималось на заседании Ученого совета. Дирекция Института философии, во главе с Б.С. Украинцевым и его замом Ю.А. Сачковым, организовала разгром сборника, негласно заменив ранее назначенных рецензентов (кроме одного — А.С. Богомолова). Обсуждение велось в агрессивном тоне, с идеологическими акцентами, причем основной удар пришелся по «Диалектике идеального».

«Создавалось впечатление, что рецензируется не двухтомная работа, объединившая десяток авторов, а лишь одна эта глава, — вспоминает А.А. Хамидов, бывший в ту пору аспирантом Ильенкова. — Эвальд Васильевич слушал, слушал, а потом сказал с места: “Ну, можете считать это моей творческой неудачей и снимите главу”» 1.

Ученый совет постановил отправить сборник на доработку, сняв две главы — «Диалектику идеального» Ильенкова и следующую за ней — «Историзм логических форм» Сорокина. Вместе с другими членами совета за это решение голосовал и бывший научный руководитель Ильенкова академик Т.И. Ойзерман. В совет был представлен лишь один положительный отзыв — от Л.К. Науменко, работавшего в те [3] годы в должности заместителя главного редактора журнала «Коммунист». Лично на собрании он не присутствовал.

Автору так и не довелось увидеть «Диалектику идеального» напечатанной. Шесть раз (!) Украинцев вычеркивал ее из планов издания. Правда, в 1977 году часть рукописи появилась на английском языке, в «сокращенном и исправленном» переводе кембриджского слависта Роберта Дэглиша 2. Русская версия — тоже в сокращении и под «исправленным» заглавием — увидела свет в журнале «Вопросы философии» почти сразу после трагического ухода Ильенкова из жизни в 1979 году 3. «Диалектика идеального» претворила в жизнь гиперболу Барта: рождение Читателя пришлось оплачивать смертью Автора.

Следующие две публикации «Диалектики идеального» были опять-таки сокращены редакторами и различаются между собой: версия 1984 года 4 по объему заметно превосходит версию 1991 года 5, однако в последней имеются места, отсутствующие во всех предыдущих изданиях. Ко всему прочему в версии 1991 года масса опечаток, выпавшие там и сям слова и отрывки фраз.

Предлагаемый ниже текст максимально близок к оригиналу. Сокращений и смысловой правки в нем нет, исправлены лишь грамматические ошибки. Характерная для ильенковского письма нестандартная расстановка дефисов где возможно сохранена.

В более поздние версии «Диалектики идеального» Ильенков внес некоторые изменения, перестановки и дополнения. Прибавил несколько критических «ребер жесткости», удалил из второй половины работы десятка два фраз (любопытно, что в семи из них фигурировала категория отражения) и два больших абзаца, посвященных «феномену Поппера» в эволюции неопозитивизма.

Наверняка Ильенков опечалился бы, узнав, что в его теории идеального видят аналог попперовского «третьего мира» (World 3) 6. Как едко заметил на это С.Н. Мареев, понимать Ильенкова через Поппера [4] — дело совершенно безнадежное, ведь анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны, а не наоборот. Теперь читатель получает возможность ознакомиться с собственной оценкой Ильенкова: концепция «третьего мира» представляет собой «запоздалую разновидность архаического объективного идеализма, очень напоминающую традиционный платонизм».

Реальным Ильенков считал один единственный мир – «мир движущейся материи». Это она, мировая материя, сама в себе и через себя идеально «представляется», обнажая свою сокровенную суть — законы природы — в процессе трудовой деятельности высших ее творений — мыслящих существ. Если в глазах некоторых таких существ от этого диалектического круговращения материи внутри себя самой мир начинает троиться, тут медицина бессильна: читайте Спинозу, люди, – трижды в день натощак по десять страниц...

В целях максимальной полноты представления текста мы сочли нужным включить в него строки, добавленные Ильенковым в последующие версии «Диалектики идеального» (эти строки помещены в фигурные скобки, тильдой помечены замены отдельных слов и фраз). Тем самым читатель обретает редкую возможность проследить развитие авторской мысли, создающей один из шедевров мировой философии XX века. [5]


1 Хамидов А.А. Из памяти об Э.В. Ильенкове // Э.В. Ильенков в воспоминаниях. М., 2004.
2 Ilyenkov E. The Concept of the Ideal (translated, abridged and amended by Robert Daglish) // Philosophy in the USSR: Problems of Dialectical Materialism. Moscow: Progress, 1977, pp. 71-99. Первые несколько абзацев этой статьи, рискну предположить, принадлежат не Ильенкову, а Дэглишу. Между прочим, в переводе Дэглиша вышел также шолоховский «Тихий Дон». Остается надеяться, что не «исправленный».
3 Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6, с. 128-140 и № 7, с. 145‑158.
4 Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984, с. 8‑77.
5 Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991, с. 229-270.
6 Открывая посвященный творчеству Ильенкова симпозиум в Хельсинки, нынешний ректор Института философии Илкка Ниинилуото поделился воспоминанием: «В конце 1970-х я прочел английский перевод статьи Ильенкова “Понятие идеального”, найдя ее поразительно схожей (strikingly similar) с концепцией третьего мира человеческих общественных структур у Карла Поппера» (Niiniluoto I. Opening words // Evald Ilyenkov’s Philosophy Revisited. Helsinki: Kikimora Publications, 2000, p. 8).