Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





Далее Оглавление

Заключение

Исследование проблем логики, теории познания, проведенное Марксом в 1857 году, в преддверии той колоссальной работы по теоретическому осмысливанию экономического материала, фактов истории капитализма, которая завершилась созданием бессмертного «Капитала», явилось важнейшим этапом в развитии философии марксизма, в развитии гносеологии диалектического материализма.

Работа над проблемами логики, гносеологии не была для Маркса самоцелью. Необходимость разработки вопросов метода научного познания вызывалась прежде всего потребностями научного изучения действительности и непосредственно экономической действительности. Именно благодаря тому, что в постановке и решении специально-гносеологических проблем Маркс руководится прежде всего теми целями и задачами, которые ставит перед философией развитие конкретного научного познания действительности, трудности этого развития, именно благодаря тому, что в решении философских проблем он не остается «на почве самой философии», а основывает свои выводы прежде всего на основе анализа действительного развития научного познания действительности, на основе анализа развития конкретных наук, — именно благодаря этому подходу к проблемам гносеологии, логики, теории познания, [она] превращается в могучее средство, орудие научного исследования действительности. Именно благодаря этому философия, логика, гносеология становится не только и не столько «обобщающей» наукой, наукой, задним числом обобщающей уже достигнутое конкретными науками, и лишь задним числом могущей отличить истину от заблуждения, сколько наукой, вооружающей умением достигать познания объективной истины, умением правильно решать в ходе познания те трудности, которые связаны с диалектической природой самого процесса отражения вне и независимо от сознания существующего и развивающегося мира, умением обращаться с понятиями, с категориями в соответствии с их собственной природой, а не вопреки ей.

Диалектико-материалистическая логика, гносеология, развитая на этой основе, начинает играть действительно активную роль в процессе развития конкретно-научного познания закономерностей природы и общества.

Бессмертный образец такого подхода к вопросам логики, теории познания, одинаково плодотворного как для самой логики, так и для развития конкретно-научного познания, совершающегося на основе тех требований к мышлению, которые разрабатываются логикой, и представляет собой гениальное «Введение к критике политической экономии».

Исследование логического процесса, процесса мышления, понимаемого как специфический процесс развития, и выработанные на основе этого исследования требования к теоретическому мышлению и обеспечили Марксу ту «свободу движения в материале», которая, по его собственному выражению, «есть не что иное, как парафраз известного метода изучения материала, — именно диалектического метода» 1.

В этом, прежде всего, непреходящее научное значение тех философских идей, которые развиты Марксом в его гениальной работе «К критике политической экономии» и непосредственно во «Введении» к этой работе.


1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. XXVI, с. 58.


Далее Оглавление