Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





Далее Оглавление

Введение

Работа К. Маркса «К критике политической экономии» является важным этапом развития не только экономической теории марксизма, но и философии диалектического материализма.

Особый интерес в этом отношении представляет собой «Введение» к этой работе, в котором Маркс специально рассматривает проблемы метода научного познания. Гениальный основоположник научной идеологии пролетариата обосновывает здесь свое понимание диалектики как логики и теории познания. Эта проблема, как известно, занимает центральное место в философии марксизма. Между тем в нашей философской литературе она все еще остается мало освещенной. Более того, в решении вопроса о диалектике как логике и теории познания до сих пор нет еще единства взглядов, хотя этот вопрос фактически давно решен основоположниками марксизма.

При выборе темы диссертант руководился прежде всего тем соображением, что вопросы, поставленные и решенные Марксом в работе «К критике политической экономии», и главным образом во «Введении» к этой работе, представляют живейший интерес и в наши дни. Здесь основоположник философии диалектического материализма ставит вопросы, вновь и вновь встающие перед теоретическим мышлением, перед науками. Проблема метода теоретического осмысливания эмпирического материала, логической обработки чувственных, фактических, экспериментальных данных, проблема роли абстракции в познании конкретного, вопрос о логической последовательности процесса теоретического осмысливания предмета, вопрос о так называемом «исходном понятии науки» и т.д. – всё это вопросы, решение которых представляет собой самый животрепещущий интерес для любой теоретической науки — и для физики, и для эстетики, и для психологии. И как раз на эти вопросы наша философская литература проливает меньше всего света.

Нет нужды объяснять, что решение этих вопросов Марксом, изложенное им в тексте «Введения», должно служить отправным пунктом при дальнейшей разработке всех вопросов, связанных с исследованием процесса теоретического познания, являющегося предметом диалектики как логики, как теории познания. Если учесть при этом, что «Введение к критике политической экономии» принадлежит к числу тех работ Маркса, которые написаны им непосредственно не для печати, а для уяснения дела самому себе, и вследствие этого представляет собой одну из самых трудных для понимания работ Маркса, то актуальность избранной темы не может оставлять сомнения.

О «Введении» в нашей философской литературе до сих пор нет сколько-нибудь обстоятельной монографии, которая могла бы облегчить читателю понимание тех мыслей, которые изложены Марксом в чрезвычайно краткой, афористичной, иногда — в конспективной форме, предполагающей знакомство с теми гносеологическими концепциями, против которых Маркс борется, зачастую используя их терминологию, способы выражения; это последнее обстоятельство легко может сбить с толку читателя, не прошедшего серьезной историко-философской подготовки. В силу этого диссертация в значительной своей части превращается в развернутый историко-философский комментарий к работе Маркса.

Особенности работы, ее языка, формы изложения не раз служили для врагов марксизма поводом для фальсификации содержания развитых в ней идей.

После того, как Каутский опубликовал в 1908 году на страницах «Neue Zeit» найденный им текст рукописи, снабдив его чрезвычайно общим и ничего не говорящим «Редакторским предисловием», в том же «Neue Zeit» и в «Kampf» (теоретический орган так называемых «австромарксистов») появился целый ряд работ, авторы которых всячески старались затушевать материалистический характер теоретико-познавательных положений, сформулированных Марксом во «Введении». В изображении Отто Бауэра, Г. Экштейна, Г. Кунова, Р. Гильфердинга и других псевдомарксистов «Введение к критике» путем более или менее грубой фальсификации сближается с гносеологическими концепциями немецкого идеализма, идеализма Канта-Гегеля, хотя работа Маркса в действительности направлена именно против этих концепций. Никакого отпора со стороны «ортодоксов» типа Каутского эти попытки использовать отдельные выражения Маркса для борьбы против материализма в философии не встретили.

Это также делает насущной задачу выяснения подлинного смысла текста «Введения».

Но, разумеется, особенно важны идеи Маркса для дальнейшей разработки марксистской диалектики как логики и теории познания. Выяснению самых общих принципиальных идей Маркса в этой области, развитых им во «Введении к критике политической экономии», и посвящена главным образом диссертация.

Диссертант стремился максимально использовать те работы Маркса, которые до сих пор остаются непереведенными на русский язык и прежде всего материалы рукописи «Основные черты критики политической экономии» 1, в которую, как известно, и входит фрагмент, получивший впоследствии название «Введения» к работе «К критике политической экономии». Цитаты из этой рукописи даются в собственном переводе.


1 Marx K. Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie. Rohentwurf. Moskau, 1939. Anhang. Moskau, 1941.


Далее Оглавление