Введение
Работа К. Маркса «К критике политической экономии» является
важным этапом развития не только экономической теории марксизма, но и философии
диалектического материализма.
Особый интерес в этом отношении представляет собой «Введение» к
этой работе, в котором Маркс специально рассматривает проблемы метода научного
познания. Гениальный основоположник научной идеологии пролетариата обосновывает
здесь свое понимание диалектики как логики и теории познания. Эта проблема, как
известно, занимает центральное место в философии марксизма. Между тем в нашей
философской литературе она все еще остается мало освещенной. Более того, в решении
вопроса о диалектике как логике и теории познания до сих пор нет еще единства
взглядов, хотя этот вопрос фактически давно решен основоположниками марксизма.
При выборе темы диссертант руководился прежде всего тем соображением,
что вопросы, поставленные и решенные Марксом в работе «К критике политической
экономии», и главным образом во «Введении» к этой работе, представляют живейший
интерес и в наши дни. Здесь основоположник философии диалектического материализма
ставит вопросы, вновь и вновь встающие перед теоретическим мышлением, перед науками.
Проблема метода теоретического осмысливания эмпирического материала, логической
обработки чувственных, фактических, экспериментальных данных, проблема роли абстракции
в познании конкретного, вопрос о логической последовательности процесса теоретического
осмысливания предмета, вопрос о так называемом «исходном понятии науки» и т.д.
– всё это вопросы, решение которых представляет собой самый животрепещущий интерес
для любой теоретической науки — и для физики, и для эстетики, и для психологии.
И как раз на эти вопросы наша философская литература проливает меньше всего света.
Нет нужды объяснять, что решение этих вопросов Марксом, изложенное
им в тексте «Введения», должно служить отправным пунктом при дальнейшей разработке
всех вопросов, связанных с исследованием процесса теоретического познания, являющегося
предметом диалектики как логики, как теории познания. Если учесть при этом, что
«Введение к критике политической экономии» принадлежит к числу тех работ Маркса,
которые написаны им непосредственно не для печати, а для уяснения дела самому
себе, и вследствие этого представляет собой одну из самых трудных для понимания
работ Маркса, то актуальность избранной темы не может оставлять сомнения.
О «Введении» в нашей философской литературе до сих пор нет сколько-нибудь
обстоятельной монографии, которая могла бы облегчить читателю понимание тех мыслей,
которые изложены Марксом в чрезвычайно краткой, афористичной, иногда — в конспективной
форме, предполагающей знакомство с теми гносеологическими концепциями, против
которых Маркс борется, зачастую используя их терминологию, способы выражения;
это последнее обстоятельство легко может сбить с толку читателя, не прошедшего
серьезной историко-философской подготовки. В силу этого диссертация в значительной
своей части превращается в развернутый историко-философский комментарий к работе
Маркса.
Особенности работы, ее языка, формы изложения не раз служили для
врагов марксизма поводом для фальсификации содержания развитых в ней идей.
После того, как Каутский опубликовал в 1908 году на страницах
«Neue Zeit» найденный им текст рукописи, снабдив его чрезвычайно общим и ничего
не говорящим «Редакторским предисловием», в том же «Neue Zeit» и в «Kampf» (теоретический
орган так называемых «австромарксистов») появился целый ряд работ, авторы которых
всячески старались затушевать материалистический характер теоретико-познавательных
положений, сформулированных Марксом во «Введении». В изображении Отто Бауэра,
Г. Экштейна, Г. Кунова, Р. Гильфердинга и других псевдомарксистов
«Введение к критике» путем более или менее грубой фальсификации сближается с
гносеологическими концепциями немецкого идеализма, идеализма Канта-Гегеля, хотя
работа Маркса в действительности направлена именно против этих концепций. Никакого
отпора со стороны «ортодоксов» типа Каутского эти попытки использовать отдельные
выражения Маркса для борьбы против материализма в философии не встретили.
Это также делает насущной задачу выяснения подлинного смысла текста
«Введения».
Но, разумеется, особенно важны идеи Маркса для дальнейшей разработки
марксистской диалектики как логики и теории познания. Выяснению самых общих принципиальных
идей Маркса в этой области, развитых им во «Введении к критике политической экономии»,
и посвящена главным образом диссертация.
Диссертант стремился максимально использовать те работы Маркса,
которые до сих пор остаются непереведенными на русский язык и прежде всего материалы
рукописи «Основные черты критики политической экономии» 1,
в которую, как известно, и входит фрагмент, получивший впоследствии название
«Введения» к работе «К критике политической экономии». Цитаты из этой рукописи
даются в собственном переводе.
1 Marx K. Grundrisse der Kritik der politischen
Ökonomie. Rohentwurf. Moskau, 1939. Anhang. Moskau, 1941.