3. Термин «конкретное» и его историческая судьба
(рационализм)
Естественно, что слабости сенсуалистической гносеологии уже в XVII‑XVIII вв.
подвергались резкой и сокрушительной критике представителями рационализма.
Рационалисты всегда справедливо подчёркивали тот факт, что мышление
человека как высшая познавательная способность никоим образом не сводится к простой
абстракции от эмпирических данных, к простому выражению чувственно созерцаемого
общего в сознании, выраженного и закрепленного для удобства запоминания в словах,
терминах и предложениях.
Наиболее умные противники метафизического материализма в гносеологии
(например, Лейбниц), соглашаясь с тем, что мышлению свойственно воспарять от
чувственно данного многообразия единичных вещей к его абстрактному, обесцвеченному,
обобщенному выражению, показывали вместе с тем, что эта черта еще ровно ничего
не объясняет в тайне мышления, в тайне способности логически рассуждать, логически
обрабатывать данные чувственного опыта.
«Выводы, делаемые животными, в точности такие же, как выводы чистых
эмпириков, уверяющих, будто то, что произошло несколько раз, произойдет снова
в случае, представляющем сходные, — как им кажется, — обстоятельства, хотя они
и не могут судить, имеются ли налицо те же самые условия. Благодаря этому люди
так легко ловят животных, а эмпирики так легко впадают в ошибки» 1.
Борьба философских направлений и школ Нового времени всё чётче
выявляла то обстоятельство, что понятие — как основная элементарная форма мышления
– не может быть определено как зафиксированное в слове, термине, названии отражение
чувственно воспринимаемого сходства, тождества единичных вещей, и что способность
оперировать понятиями предполагает более глубокое представление о природе понятия.
Решение вопроса об отношении абстрактного и конкретного, развитое
на основе метафизического понимания отношения мышления к действительности, неизбежно
отражало в себе соответственно недиалектическое представление об отношении общего
и единичного. Более того, эти проблемы по существу сливались в одну. Под «конкретным»
более или менее безотчётно по-прежнему — как и во времена схоластики — понималось
именно единичное, индивидуальное, чувственно воспринимаемая вещь, явление, событие,
факт. Категории же общего и абстрактного при этом естественно становились синонимами.
«Конкретное» и «абстрактное» тем самым метафизически распределялись между двумя
различными мирами. Чувственно воспринимаемые единичные вещи, явления, факты составляют,
согласно этому представлению, мир «конкретного», а идеальный мир, мир мышления,
оказывается сотканным из «абстракций». Категория «конкретного» кажется уже совершенно
неприменимой к знанию, заключенному в мышлении. «Конкретным» объявляется лишь
такое знание, лишь такое «понятие», для которого можно отыскать непосредственный
аналог в чувственной достоверности. Поэтому путь осмысления чувственно данных
фактов, процесс логической обработки чувственно данной реальности, и определяется
с этой точки зрения как движение от конкретного к абстрактному. Абстрактно-общее
в итоге предстаёт как цель деятельности мышления, направленного на отыскание
истины, а логика, как общая теория мышления, неизбежно сводится к совокупности
формальных правил оперирования с абстрактными терминами и приобретает тот вид,
который Кант с известным основанием посчитал окончательным и не подлежащим дальнейшему
усовершенствованию.
Рационалистическая критика позиций эмпиризма и номинализма в логике
всегда отправлялась от того действительного факта, что процесс осмысливания чувственных
данных никак не сводится к простому сокращенному повторению того общего, что
можно подметить в фактах, открытых эмпирическому созерцанию. Против этого восставала
сама практика научного познания.
Позиция последовательного эмпиризма не давала никакой возможности
объяснить и обосновать хотя бы тот исходный тезис, на основе которого строилось
всё здание тогдашней науки, — тезис о том, что лишь математически выражаемые
формы бытия вещей суть единственно объективные их формы. Этого положения методы
эмпиризма доказать, конечно, были не в состоянии. Абсолютно необъяснимой оказывалась
и способность человека критически относиться к показаниям органов чувств, к данным
созерцания. Если мышление понимается лишь как пассивный сколок с чувственных
данных, как их сокращённое и обобщённое выражение, то эта способность и в самом
деле оказывается таинственной и необъяснимой.
Такие категории, как «субстанция», «атрибут», «причина» и т.п.
принципиально не могли быть объяснены в качестве простых отвлечении от чувственно
созерцаемых фактов, в качестве простых эмпирических абстракций, в качестве «наиболее
общих» понятий.
Отсюда и вытекало стремление рационалистов отыскать принципиально
иной источник образования понятий разума, нежели созерцание фактов, абстрактно-общих
черт этих фактов.
И поскольку рационалисты — как и их противники из лагеря эмпиризма
– не видели той действительной основы, на которой реально возникло и развилось
мышление, его категории и законы, принципы логической деятельности, — общественной
практики, — постольку рационального решения проблемы не смог нащупать и рационализм.
Основные категории и принципы логической деятельности, действительно несводимые
к выражению общего в чувственно данных фактах, приписывались в системах рационалистической
философии изначальной, вечной и несотворимой природе разума. Лучшего решения
не смог, как известно, найти даже такой убежденный материалист с сильнейшим стремлением
к диалектике, как Бенедикт Спиноза.
Эмпиризм и рационализм с разных сторон подходили к одной и той
же трудности, взаимная критика и борьба между ними всё чётче выявляла эту трудность,
все настоятельнее побуждая философскую мысль к поискам, пока, наконец, не стало
ясно, что основной преградой, препятствующей открытию тайны мышления, является
метафизический способ мышления.
Решающий поворот к правильной постановке вопроса поэтому и совершился
через критику тех общих методологических устоев, которые и рационализм и эмпиризм
одинаково и безотчетно принимали не задумываясь, через выяснение того обстоятельства,
что само поле сражения между ними узко и ограниченно.
Узловой пункт развития философии, пункт, в котором началась самокритика
метафизического, мышления, самокритика, подготовившая почву для возникновения
нового, более высокого способа мышления — диалектики, обозначает имя Канта.
1 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме.
Москва — Ленинград, 1936.