3. Абстрактный и конкретный историзм
Решающей особенностью диалектического метода анализа понятий и
фактов является его конкретность, его конкретно-исторический характер.
Именно в конкретности заключается отличие марксистско-ленинского
метода мышления от псевдоисторического рассмотрения вещей. Точка зрения псевдоисторизма
(абстрактного историзма) не только не чужда метафизическому методу мышления,
но и составляет одну из его характернейших черт. Метафизики всегда много и охотно
рассуждают о необходимости «исторического подхода» к явлениям, совершают экскурсы
в историю предмета, подводят «исторические обоснования» под свои теоретические
построения. И различить абстрактный историзм метода материалистической диалектики
от абстрактного историзма метафизиков не так-то легко, как может показаться на
первый взгляд. Даже такой остродиалектический ум, как Гегель, не смог преодолеть
точку зрения абстрактного историзма, хотя и много сделал в этом направлении.
На точку зрения абстрактного историзма (псевдоисторизма) сползти
очень нетрудно. Более того, она как раз и кажется самой естественной. В самом
деле, разве не кажется естественным, когда хочешь понять предмет «исторически»,
просто и не мудрствуя лукаво, начать рассматривать историю, создавшую этот предмет?
Но это простая и естественная точка зрения быстро приводит к неразрешимым
трудностям. Начнем с того, что любая исторически возникшая вещь имеет за своей
спиной в качестве своего прошлого всю абсолютно бесконечную историю вселенной.
Поэтому попытка понять явление исторически на пути прослеживания всех тех процессов
и предпосылок, которые так или иначе предшествуют его рождению, неизбежно поведет
в дурную бесконечность, и уже поэтому неспособна привести к сколько-нибудь определенному
и конкретному результату.
Хочешь не хочешь, а идя «назад», где-то придется сделать остановку,
чтобы хоть с чего-то начать. С чего? Лозунг абстрактного историзма никаких преград
для субъективизма и произвола здесь выставить не может.
Но этого мало. Точка зрения абстрактного историзма неизбежно и
помимо желания приводит к тому, что под видом «исторического» подхода к делу
получается самый грубый антиисторизм. Это понять нетрудно. Буржуазные экономисты,
понимающие капитал как «накопленный труд вообще», весьма логично и естественно
видят час его исторического рождения там, где первобытный человек взял в руки
дубину. Если же капитал понимается как деньги, приносящие из оборота новые деньги,
то «историческое начало» капитала столь же неизбежно усмотрят где-нибудь в древней
Финикии. Антиисторическое понимание сущности, природы явления в данном случае
оправдывается «историческими» аргументами. И ничего удивительного тут нет — понимание
прошлого тесно связано с пониманием настоящего. Прежде чем рассматривать историю
предмета, приходится волей-неволей отдать себе отчет в том, что такое тот предмет,
историю которого хочешь исследовать...
Результат применения принципа абстрактного историзма таков: за
факты истории определенного явления начинают приниматься факты, относящиеся к
истории каких-то совсем других явлений, тех самых, которые лишь исторически подготовили
его появление. Благодаря этому фокусу данное конкретно-историческое явление превращается
в глазах теоретика если не в «вечное», то во всяком случае очень древнее — гораздо
более великовозрастное, нежели оно есть на самом деле.
Ярчайшим примером такого абстрактно-исторического подхода — понимания,
которое исторично по видимости, но антиисторично по существу, является характерное
для буржуазной экономии объяснение так называемого «первоначального накопления».
Буржуазный экономист тоже рассматривает этот процесс «исторически».
Он легко согласится с тем, что капитал — невечное явление, что он где-то и как-то
возник. История его возникновения состоит в том, что средства производства какими-то
путями сконцентрировались в руках немногих лиц. Как это произошло исторически?
Пути эти чрезвычайно многообразны. Во всяком случае факт остается
фактом: первоначально условия труда сконцентрировались в руках будущего капиталиста
каким угодно путем, кроме эксплуатации наемного рабочего. Здесь играют роль и
пресловутая «бережливость», и собственный труд человека, впоследствии ставшего
капиталистом, и удачные торговые операции, и простой грабеж, и феодальное наследство
и т.д. и т.п.
Буржуазный экономист отсюда и делает вывод: значит капитал по своему
происхождению, а следовательно по своей сути, вовсе не есть продукт неоплаченного
труда наемного рабочего... Наемный же рабочий сам «исторически» произошел из
крепостного, бежавшего в город от жестокого феодала, или из разорившегося в силу
своего неумения ремесленника, или из бродяги-бездельника. Иными словами, наемный
рабочий создан не капиталистической эксплуатацией, а совсем иными процессами.
Капиталист же, предоставляющий ему работу, начинает выглядеть как благодетель...
Здесь яснее ясного видно, как «историческое» по форме объяснение
превращается в средство беззастенчивой апологетики существующего положения вещей.
Историческое обоснование становится аргументом в пользу антиисторического понимания
как процесса первоначального накопления, так и природы капитала. Капитал изображается
«вечным» и «естественным» отношением именно «историческими» аргументами.
И суть этого фокуса состоит в том, что история создания исторических
предпосылок рождения капитала непосредственно выдается за историю самого капитала
как конкретно-исторического явления.
Действительным историческим «началом» развития капитала является,
как показал Маркс, тот пункт, начиная с которого капитал начинает строить свое
тело из неоплаченного труда наемного рабочего. Только здесь начинается его специфическая,
конкретная история. Первоначально же концентрация средств производства в руках
будущего капиталиста может совершаться какими угодно путями, — это не имеет никакого
значения для истории капитала как капитала и не относится к бытию человека, им
владеющего, как и бытию капиталиста.
Первоначально он присваивает как некапиталист, и способы, которыми
он присваивает здесь продукт труда, вовсе не относятся к истории его как капиталиста.
Они находятся где-то за «нижней границей» истории капитала, подобно тому, как
процессы, создавшие предпосылки жизни, химические процессы, — лежат за нижним
пределом истории жизни, относятся к области химии, а не биологии, подобно тому,
как биологическая эволюция человекообразных предков человека относится к предыстории
и ни в коем случае не к истории человека, не к человеческой истории человека,
сущностью которой является труд, а не биология.
Точно то же надо иметь в виду и в логике, чтобы не принять за историю
понятия историю его доисторических предпосылок (абстракции вообще, слова, отражающего
по смыслу «общее», и т.д. и т.п.).
Таким образом, становится совершенно очевидной важность принципа
конкретного историзма, обязывающего в каждом случае строго объективно
установить тот пункт, в котором начинается действительная история рассматриваемого
предмета, подлинное конкретное начало его становления.
Идет ли речь о возникновении товарно-капиталистической системы
или об историческом возникновении человека, о точке возникновения жизни на земле
или о способности мыслить в понятии, — проблема остается одной и той же.
Лозунг абстрактного историзма лишь дезориентирует теоретика в этом
решающем пункте теоретического анализа. Ведь известно, как часто в науке принимали
биологическую предысторию человеческого общества за «не до конца развившуюся»
человеческую форму существования, а биологические законы — за абстрактные простейшие
и всеобщие законы человеческого развития. Примером того же порядка могут служить
и попытки вывести эстетические чувства человека из внешних схожих с ними явлений
в животном мире — из «красоты» павлиньего хвоста, расцветки крыла бабочки и тому
подобных чисто биологических приспособлений.
Историзм логического метода Маркса — Энгельса — Ленина конкретен. Это
значит, что он обязывает говорить не об «истории вообще», но каждый раз о конкретной
истории конкретного предмета. Это, разумеется, гораздо труднее. Но научное исследование
и не может руководствоваться принципом легкости, принципом «экономии интеллектуальных
сил», вопреки иллюзиям кантианцев. Научное развитие может руководиться только
принципом соответствия предмету, и если предмет сложен, то тут уже ничего не
поделаешь.
Логическое развитие категорий, в форме которого совершается построение
системы науки, должно совпадать с историческим развитием предмета, как отражение
с отражаемым. Сама последовательность категорий должна воспроизводить реальную
историческую последовательность, в которой протекает процесс формирования предмета
исследования, процесс складывания его структуры.
Это — основной принцип диалектики. Но в том-то и заключается вся
трудность, что конкретную историю конкретного объекта не так-то легко выделить
из океана реальных фактов эмпирической истории, ибо созерцанию и непосредственному
представлению всегда дана не «чистая история» данного конкретного объекта, а
сложнейшее переплетение массы переплетающихся между собой процессов развития,
взаимодействующих между собой, взаимно изменяющих формы своего проявления. Трудность
заключается именно в том, чтобы из эмпирически данной картины совокупного исторического
процесса абстрактно выделить те моменты, которые составляют узловые пункты развития
данного, конкретного объекта, данной конкретной системы взаимодействия. Логическое
развитие, совпадающее с историческим процессом становления конкретного целого,
должно строго установить пункт его исторического начала, рождения, и затем проследить
его дальнейшую эволюцию в ее необходимых закономерных моментах. В этом-то и заключается
вся трудность.
Товарно-капиталистическая система, например, возникает вовсе не
на пустом месте, а на основе и внутри исторически предшествующих ей форм экономических
отношений, и ее конкретное развитие совершается в борьбе, в преодолении этих
форм. Возникнув вначале в качестве малозаметного, но более жизнеспособного способа
экономических отношений, эта система постепенно преобразует в соответствии со
своими требованиями, на свой лад все исторически застигнутые ею при рождении
формы производства. Она постепенно превращает ранее независимые и даже враждебные
ей формы экономики в формы своего собственного осуществления, подчиняет их себе,
частью ломая без остатка, частью продолжает (иногда очень долго) влачить за собой
их обломки, которые она не успела разложить без остатка, частью развивая до полного
значения то, что имелось ранее лишь в виде не до конца выявившейся тенденции
и т.д. и т.п.
В результате исторический процесс развития конкретного целого,
понятый в его сущности, выражаемой именно «логическим развитием» и не совпадает
с той картиной, которая дана на поверхности явлений, открытой теоретически невооруженному
глазу. «Сущность» и «явления» совпадают и здесь лишь диалектически, лишь через
противоречие.
Поэтому-то логическое развитие категорий, имеющее целью отражение
реального исторического порядка формирования исследуемой системы взаимодействующих
явлений, и не может руководствоваться прямо и непосредственно той последовательностью,
в которой на поверхности исторического процесса, открытой эмпирическому созерцанию,
появлялись или играли решающую роль отдельные стороны становящегося целого.
«Недопустимым и ошибочным было бы брать экономические категории
в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль», –
категорически подытоживает методологическое значение этого реального обстоятельства
Маркс 1.
Теоретик же, стоящий на позиции абстрактно понимаемого «историзма»,
руководится именно тем принципом анализа, который Маркс определяет как недопустимый
и ошибочный. И когда он рассматривает явления в той последовательности, в какой
они исторически, во времени, следуют друг за другом, — в последовательности,
кажущейся, на первый взгляд, самой естественной, — то он на деле рассматривает
их в последовательности как раз обратной их реальной объективной последовательности.
Видимое, мнимое соответствие логического историческому здесь маскирует
от него самого как раз обратное — их несоответствие.
Ведь на поверхности исторического процесса очень и очень часто
(гораздо чаще, чем думает эмпирия) подлинная объективная «причина» явления обнаруживается
во времени позже, чем ее собственное «следствие»...
Например, всеобщий кризис перепроизводства в товарно-капиталистическом
мире обнаруживается эмпирически прежде и раньше всего в виде возмущений в сфере
банковского кредита, в виде денежного кризиса, потом захватывает торговлю и лишь
в самом конце обнаруживает себя в сфере непосредственного производства как реальный
всеобщий кризис перепроизводства...
Поверхностный наблюдатель, для которого принцип последовательности
явлений во времени является единственным принципом «исторического» подхода к
делу, отсюда и заключает, что причиной, основой и началом всеобщего кризиса являются
недоразумения и коллизии в сфере банковских расчетов. Иными словами — самое «абстрактное»,
производное следствие он принимает за действительную основу событий, а объективная
основа начинает уже с неизбежностью казаться следствием своего собственного следствия.
Так грубый эмпиризм дает тот же нелепый результат, что и самая
рафинированная схоластика Грубый эмпиризм вообще неизбежно превращается в самую
отъявленную схоластику, когда его делают принципом теоретического объяснения
событий.
Но с точки зрения науки, с точки зрения действительного историзма
совершенно очевидно, что факт перепроизводства на самом деле свершился раньше,
чем он успел проявиться в виде возмущений и недоразумений в сфере банковских
расчетов, которые лишь отравили на свой лад реально свершившийся факт, но ни
в коем случае не создали его.
Так что «логическое» развитие категорий в системе науки соответствует
подлинной, скрытой от эмпирического наблюдения исторической последовательности,
но противоречит внешней видимости, поверхностной кажимости этой последовательности.
Правильно выявленный «логический» порядок развития категорий в
системе науки поэтому только и открывает тайну подлинной объективной последовательности
развития событий, явлений, сторон предмета, дает возможность и саму последовательность
во времени понять также научно, а не эмпирически, не обывательски.
Логическое развитие категорий в науке противоречит временнóй
последовательности именно потому, что соответствует подлинной и объективной последовательности
процесса формирования конкретной структуры исследуемого предмета. В этом и заключается
диалектика логического и исторического.
«Исторически предшествующее» в ходе развития постоянно превращается
в «логически последующее» и наоборот. Ранее родившиеся явления превращаются то
и дело в формы проявления процессов, начавшихся гораздо позже. И начало (подлинное
начало) новой ветви развития, новой конкретно-исторической системы взаимодействия
не может быть понято как продукт плавной эволюции исторически предшествующих
форм. Здесь происходит подлинный скачок, перелом в развитии, в котором начинается
принципиально новая конкретно-историческая форма развития.
И это новое направление в развитии может быть понято только «из
самого себя» — из внутренне присущих ему противоречий. Каждый вновь возникший
конкретно-исторический процесс имеет свое собственное, конкретно-историческое
начало. По отношению к экономическому развитию Маркс выразил это обстоятельство
так:
«Каждая форма общества имеет определенное производство, которое
определяет место и влияние всех остальных, и отношения которого определяют место
и влияние всех остальных. Это — общее освещение, в котором утопают все остальные
краски и которое модифицирует их в их особенностях. Это — особый эфир, который
определяет удельный вес всякого существа, в нем находящегося» 2.
Само собой понятно, что этот закон вовсе не ограничивает свое действие
общественным развитием, общественными явлениями. В природе развитие тоже протекает
так и не может протекать иначе. И здесь новая конкретная форма развития возникает
на основе и внутри ей предшествующих, превращается в конкретно-всеобщее «начало»
новой формы движения и как таковая вовлекает эти предшествующие ей (по времени)
формы в русло своей специфической конкретной истории.
Отныне историческая судьба этих исторически предшествующих явлений
начинает определяться совершенно новыми законами. Химические вещества, вовлеченные
в процесс развития жизни, ведут себя в этом процессе вовсе не так, как они вели
себя прежде, вне и независимо от него. Они подчиняются всеобщему закону этой
высшей новой формы, и их движение может быть понято только из законов жизни,
из конкретно-всеобщих законов этой высшей и по времени своего рождения позднейшей
формы движения материи.
Разумеется, что ни «нарушены», ни «отменены», ни «изменены» законы
этих простейших форм быть не могут. Но они приобретают здесь лишь подчиненное
значение, значение абстрактно-всеобщих законов, которые ровно ничего не могут
объяснить в движении того конкретного целого, внешними проявлениями которого
они сделались. В процессе развития органической жизни тоже образуется «особый
эфир, который определяет удельный вес всякого существа, в нем находящегося»...
И этот «особый эфир», то есть новое конкретно-всеобщее начало новой,
более высокой формы движения, возникшее по времени позже, но ставшее доминирующим
началом, должно быть понято в науке раньше и прежде всего из самого себя, из
внутренне присущих ему конкретно-всеобщих противоречий.
Исторически предшествующее, ставшее в силу диалектики побочным,
подчиненным моментом новой формы движения, своеобразным материалом, в котором
реализуется какой-то новый конкретно-исторический процесс, может быть действительно
понято только из конкретно-всеобщего закона высшей формы, в движение которой
оно вовлечено.
Это «исторически предшествующее» может существовать задолго до
«логически предшествующего», может составлять даже условие возникновения этого
логически предшествующего, конкретно-всеобщего явления, превращаясь затем в его
проявление, в его продукт.
Рента как форма товарно-капиталистической экономики не может быть
понята раньше, чем понят капитал. Но капитал может и должен быть понят в его
внутренних противоречиях раньше ренты, хотя рента исторически появилась раньше
и даже служила «историческим» пунктом и условием его возникновения. Ведь немало
помещиков, накопивших феодальную ренту, стали затем использовать ее в качестве
капитала. То же самое происходит и с торговой прибылью.
Историческая судьба ренты и торговой прибыли как элементов товарно-капиталистического
«целого», как форм проявления, как «модификаций» капитала может быть уподоблена
для наглядности судьбе куска мрамора, из которого ваятель высекает статую, изображающую
человека.
Данная конкретная форма куска мрамора никоим образом не может быть
объяснена из свойств куска мрамора. Она, хотя и является формой, принадлежащей
куску мрамора, есть по своей реальной субстанции вовсе не форма мрамора как природой
данного материала человеческой деятельности. Он обязан ей не себе, не своей природе,
а тому процессу, в который он оказался вовлечен, — процессу художественного развития
человека...
Мрамор миллионы лет лежал в земле, он родился намного раньше человека,
не только раньше ваятеля, но и человечества в целом. Но та конкретная форма,
в которой он существует в зале музея, есть продукт человеческого развития, развития,
которое началось гораздо позже, нежели мрамор как таковой.
Это — «деятельная форма», «активная форма» какого-то совсем иного
процесса, осуществляющегося в мраморе и через мрамор, которая из мрамора как
такового понятой быть, естественно, не может...
Совершенно аналогично обстоит дело с конкретно-исторической формой
бытия ренты, процента, торговой прибыли и тому подобных форм и категорий. В процессе
капиталистического производства они суть побочные, подчиненные формы экономики,
суть формы проявления прибавочной стоимости — формы, которая появилась гораздо
позже по времени, нежели они сами.
Эта конкретно-всеобщая форма и должна быть понята в науке раньше,
и прежде всех других, и совершенно независимо от всех других.
Их конкретная история как форм бытия прибавочной стоимости началась,
как нетрудно понять, только там и тогда, когда и где процесс производства и накопления
прибавочной стоимости вовлек их в свое русло, превратил их в органы своего тела,
в способы своего осуществления.
До этого момента их судьбы не имеют никакого внутреннего отношения
к истории капитализма — к той истории, которая выражается последовательностью
категорий политической экономии. Вне этой истории, рядом с нею, но совершенно
независимо от нее, они существовали задолго до этого момента. Но в процесс формирования
товарно-капиталистической системы они попали, превратившись в конкретно-исторические
формы, в элементы этой системы, лишь там, где независимо от них развившаяся конкретно-всеобщая
форма капитала выразила в них свое движение.
Это и значит, что логическое развитие воспроизводит не историю
«вообще», а конкретную историю данного, конкретно-исторического целого, данной
конкретной системы взаимодействующих особым образом явлений.
Этой истории и последовательности этой истории «логический» порядок
категорий в науке прямо и непосредственно соответствует, — его именно он и выражает
в теоретически обобщенной форме. Логическое развитие категорий и их конкретных
определений поэтому-то и не может руководствоваться принципом абстрактного историзма
– псевдоисторизма, — принципом временной последовательности появления различных
сторон исследуемого целого в истории.
И, наоборот, логическое развитие категорий, руководствующееся тем
отношением, в котором элементы исследуемой конкретности стоят друг к другу в
развитом предмете, в предмете на высшей точке его развития и зрелости, только
и открывает тайну подлинной, объективной последовательности процесса формирования
предмета, складывания его внутренней структуры.
Идя этим путем, мы всегда можем открыть действительно «естественный»,
а не кажущийся таковым, порядок развития всех сторон исследуемого конкретно-исторического
целого. В этом случае мы добьемся действительного совпадения «логического» с
«историческим». В противном случае мы добьемся только расхождения того и другого,
получим эмпирически схоластическое выражение истории, но не ее объективно-теоретическое
отражение в понятии.
Исследование системы товарно-капиталистического производства, осуществленное
в «Капитале», блестяще подтвердило правоту этого методологического соображения,
философского взгляда Маркса и Энгельса на диалектику исторического процесса и
на процесс ее теоретического воспроизведения.
Чтобы понять товарно-капиталистическую формацию действительно исторически,
то есть в законах ее исторического становления, развития и гибели, Маркс исследовал
прежде всего существующее состояние этой формации, исходил из современного ему
положения дел, из отношения, в котором стоят друг к другу различные элементы
ее необходимой структуры. С точки зрения этого существующего, фактически констатируемого
положения вещей он и подверг анализу понятия и категории политической экономии,
критически исследовал эти понятия и развернул на основе этого анализа свое теоретическое
понимание фактов, систему теоретических определений.
Каждая из сторон, каждый из элементов структуры товарно-капиталистического
организма поэтому и получил свое конкретное теоретическое выражение, был выражен
в конкретно-исторической абстракции.
Теоретические определения каждой из категорий политической экономии
были образованы им путем прослеживания истории их возникновения — но не эмпирической
истории, а истории «снятой» в ее результатах.
Это исследование непосредственно приводило его к пониманию реальных
исторически необходимых предпосылок возникновения буржуазной экономики, давая
тем самым ключ к теоретическому пониманию и эмпирической истории ее рождения
и эволюции. С, другой стороны, благодаря этому способу исследования буржуазная
формация представала как система исторически вызревающих предпосылок рождения
другой, новой, более высокой системы общественных отношений — социализма, — в
которую неизбежно разрешается под давлением внутренних противоречий своего развития
товарно-капиталистическая система производства материальной жизни.
Этот конкретно-исторический подход к определению категорий — к
теоретическому выражению фактов — и разрешил все трудности принципиально неразрешимые
с помощью метафизического метода.
1 См.:
Маркс К. К критике политической экономии, с. 221.
2 Там же, с. 220.