Опираясь на то, как применял Маркс
материалистически понятую диалектику Гегеля,
мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон...
В.И. Ленин
Общеизвестно, что мышление, как особая форма отражения объективной
реальности в голове человека, осуществляется в форме и с помощью абстракций,
и что абстрагирование (процесс образования абстракции) представляет собой простейшую
«клеточку» логической деятельности, всеобщий элемент мышления. Это — настолько
очевидное обстоятельство, что в «абстрактности» часто и видят специфический признак
мышления, такую его черту, благодаря которой оно и представляет собой высшую
(по сравнению с ощущением, созерцанием и представлением) форму познания.
Но с другой стороны столь же общеизвестно, что философия диалектического
материализма усматривает главное достоинство истинного познания в конкретности.
«Абстрактной истины нет, — не раз повторял Ленин, — истина всегда конкретна».
Иными словами, если мышление абстрактно, то оно не выражает истины.
Таким образом, логика как наука сразу же сталкивается с проблемой,
носящей по существу диалектический характер, — с наличием прямо противоположных
определений сущности мышления. Соответственно диалектическим должно быть и решение
проблемы.
На первый взгляд решение несложно: могут сказать, что мышление
«абстрактно» по форме, но «конкретно» по содержанию. Но этот ответ, ответ в манере
метафизического метода разрешения противоречий в определениях вещи, не устраняет
проблемы, а только придает ей другую форму выражения.
С точки зрения диалектики «абстрактное» и «конкретное» следует
рассматривать как взаимно предполагающие противоположности, каждая из которых
может быть понята только через свое «другое». В этом смысле категории абстрактного
и конкретного ничем не отличаются от категорий формы и содержания, свободы и
необходимости, сущности и явления и т.д. Иными словами, даже в том случае, если
мышление «конкретно» по содержанию и абстрактно по форме, — это противоречие
обязательно выразится и в самой «форме» мышления.
Пытаться же рассматривать эти категории одну без другой, одну без
внутреннего отношения к другой — значит стать на путь, который приведет к недиалектическому
пониманию и того и другого. Такой подход к проблеме мышления, метафизически разделяющий
«форму» мышления и его «содержание», как раз и характерен для старой, недиалектической
логики. Для нее мышление «абстрактно», и только, «содержание» же — всегда «конкретно».
В итоге и «форма» (абстракция), и «содержание» (конкретное) представляются этой
логикой без противоречия — без внутреннего противоречия, ибо внешнее противоречие
(противоречие «в разных отношениях») такая логика с легкостью признает.
В логике диалектико-материалистической категории абстрактного и
конкретного рассматриваются по-иному — как внутренние противоположности, в единстве
которых и осуществляется мышление как со стороны «формы», так и со стороны «содержания».
Внутренние противоречия «содержания» неизбежно выражаются в виде внутренних противоречий
«формы мышления» — то есть абстракции. Иными словами, вопрос об отношении абстрактного
и конкретного в познании превращается в важнейший вопрос логики, теории познания.
При постановке и решении вопроса следует, очевидно, прежде всего,
принять во внимание известное ленинское указание относительно путей разработки
логических проблем: «если Маркс не оставил «Логики» (с большой буквы), то он
оставил логику «Капитала», и это «следовало бы сугубо использовать по
данному вопросу».
«Капитал» Маркса по сей день остается непревзойденным образцом
сознательного применения диалектики (как логики и теории познания) к исследованию
конкретных фактов реальной действительности. В известном смысле «Капитал» представляет
собой не вчерашний, а сегодняшний и даже завтрашний день науки, — не со стороны
конкретно экономического содержания, а со стороны примененного в нем метода,
логики мышления. Поэтому мы и считаем себя вправе рассматривать проблемы логики
преимущественно на материале «Капитала» и прилегающих к нему работ, привлекая
материалы из других наук лишь как вспомогательные.
Прибавим к этому, что если Логики как систематически развёрнутой
науки о процессе мышления Маркс и не оставил, то он оставил целый ряд ценнейших
соображений, положений и фрагментов, касающихся специальных проблем этой науки.
Особенно поучительны с этой точки зрения идеи, развитые им в знаменитом фрагменте,
который известен под названием «Введения» к работе «К критике политической экономии».
Эти идеи и должны, естественно, стать для нас отправными.
Дополненные тем, что сделал Ленин, эти идеи достаточно четко очерчивают
основные контуры диалектико-материалистического решения проблемы абстрактного
и конкретного.
Наша задача и состоит прежде всего в том, чтобы, выявив принципиальное
решение вопроса, изложенное Марксом во «Введении», затем проследить на материале
«Капитала» способы конкретной реализации логических принципов, вытекающих из
этого понимания.
Постановка Марксом проблемы соотношения абстрактного и конкретного
была осуществлена в свете другой, более общей теоретико-познавательной проблемы
– в свете вопроса о том, что такое наука и как ее развивать. Ясно, что только
в этом свете и могли и могут быть правильно поставлены «чисто логические» проблемы.
Логика как наука вообще добивалась реальных результатов лишь в той мере, в какой
она ставила свои специальные вопросы, исходя из реальных потребностей конкретного
научного познания, науки своего времени.
Проблема отношения абстрактного к конкретному непосредственно и
вставала перед Марксом как проблема форм и средств целей и путей научного исследования
фактов действительности. Она давала прежде всего ответы на запросы, которые выдвигали
перед Логикой потребности реального познания.
И — что не менее важно — решение проблемы Маркс достигает в ходе
глубокой конструктивной критики предшествующих ему представлений о логическом
процессе, притом действительно высших достижений человечества в этой области.
Мы имеем в виду гегелевскую Логику — единственную систему Логики, которая до
Маркса и Энгельса систематически и последовательно (хотя и с идеалистических
позиций) прослеживала диалектику мышления.
На такое критически революционное отношение к Логике Гегеля с позиции
тех реальных трудностей, которые возникают в реальном познании и требуют своего
рационально-материалистического разрешения — и указывал Ленин как на столбовую
дорогу развития Логики марксизма. Это — путь неслучайный и не устаревший до сих
пор. И поныне он, по-видимому, остается самым коротким и плодотворным путем развития
Логики.
Проблема абстрактного и конкретного и ныне остается логической
проблемой, разрешение которой настоятельно требуется не только и не столько интересами
логики как таковой, сколько потребностями, вызревающими внутри конкретного научного
познания. Конкретнее мы постараемся показать это ниже, в ходе самого разбора проблемы.
Этими вводными замечаниями мы пока и ограничимся.