Заключение
Мы не ставили здесь задачу систематического изложения марксистско-ленинской
логики. Такая задача не по плечу одному человеку и вряд ли осуществима в рамках
одной книги. Мы старались лишь осветить ряд условий и предпосылок для дальнейшей
работы в этом направлении, считая, что она должна быть коллективной.
Однако мы думаем, что только при учете сформулированных выше условий
такая работа может быть успешной, т.е. привести к созданию капитального труда,
который с полным правом будет носить одно из трех названий: «Логика», «Диалектика»,
«Теория познания» (современного — материалистического — мировоззрения), а своим
эпиграфом иметь ленинские слова: «...не надо 3‑х слов: это одно и то же...»
Разумеется, и создание «Логики», понимаемой как система категорий,
составит только этап. Следующим шагом должна быть реализация логической системы
в конкретном научном исследовании. Ибо окончательный продукт всей работы в области
философской диалектики — решение конкретных проблем конкретных наук. Достигнуть
этого «окончательного продукта» философия одна не может. Тут требуется союз диалектики
и конкретно-научных исследований, понимаемый и реализуемый как деловое сотрудничество
философии и естествознания, философии и социально-исторических областей знания.
Но, чтобы быть полноправной сотрудницей конкретно-научного знания, диалектика
«обязана» предварительно развернуть систему своих специфически философских понятий,
с точки зрения которых она могла бы проявлять силу критического различия по отношению
к фактически данному мышлению и к сознательно практикуемым методам.
Нам кажется, что именно такое понимание и соответствует ленинским
идеям как в области философской диалектики, так и в плане взаимоотношений между
философской диалектикой и остальными отраслями научного знания. [318] Нам представляется,
что только при таком понимании логика становится полноправной сотрудницей других
наук, а не служанкой их и не верховной надсмотрщицей, не «наукой наук», венчающей
их систему как очередная разновидность «абсолютной истины». Понимаемая как логика,
философская диалектика становится необходимой составной частью научно-материалистического
мировоззрения и уже не претендует на монопольную реализацию мировоззрения, на
монополию в отношении «мира в целом». Научное мировоззрение может нарисовать
только вся система современных наук. Эта система включает в себя философскую
диалектику и без ее участия не может претендовать ни на полноту, ни на научность.
Научное мировоззрение, в составе которого нет философии, логики
и теории познания, такой же нонсенс, как и «чистая» философия, которая полагает,
что она-то и есть мировоззрение, взваливая на свои плечи задачу, решение которой
под силу только всему комплексу наук. Философия и есть логика развития мировоззрения,
его, по выражению Ленина, «живая душа». [319]