Заключение
Мы, само собой понятно, не ставили здесь задачу систематического
изложения марксистско-ленинской логики. Такая задача не по плечу одному человеку
и вряд ли осуществима в рамках одной книги. Мы старались лишь осветить ряд условий
и предпосылок для дальнейшей работы в этом направлении, считая, что она должна
быть коллективной.
Однако мы думаем, что только при учете сформулированных выше условий
такая работа может быть успешной, т.е. привести к созданию капитального труда,
который с полным правом будет носить одно из трех названий: «Логика», «Диалектика»,
«Теория познания» (современного — материалистического — мировоззрения), а своим
эпиграфом иметь ленинские слова: «Не надо трех слов, это — одно и то же».
Разумеется, и создание «Логики», понимаемой как система категорий,
составит только этап. Следующим шагом должна быть реализация логической системы
в конкретном научном исследовании. Ибо окончательный продукт всей работы в области
философской диалектики — решение конкретных проблем конкретных наук. Достигнуть
этого «окончательного продукта» философия одна не может. Тут требуется союз диалектики
и конкретно-научных [269] исследований, понимаемый и реализуемый как деловое
сотрудничество философии и естествознания, философии и социально-исторических
областей знания. Но, чтобы быть полноправной сотрудницей конкретно-научного знания,
диалектика «обязана» предварительно развернуть систему своих специфически философских
понятий, с точки зрения которых она могла бы проявлять силу критического различия
по отношению к фактически данному мышлению и к сознательно практикуемым методам.
Нам кажется, что такой вывод прямо вытекает из проведенного нами
анализа и что такое понимание и соответствует ленинским идеям как в области философской
диалектики, так и в плане взаимоотношений между философской диалектикой и остальными
отраслями научного знания. Нам представляется, что при изложенном выше понимании
логика становится полноправной сотрудницей других наук, а не служанкой их и не
верховной надсмотрщицей, не «наукой наук», венчающей их систему как очередная
разновидность «абсолютной истины». Понимаемая как логика, философская диалектика
становится необходимой составной частью научно-материалистического мировоззрения
и уже не претендует на монопольную реализацию мировоззрения, на монополию в отношении
«мира в целом». Научное мировоззрение может нарисовать только вся система современных
наук. И эта система включает в себя философскую диалектику и без ее участия не
может претендовать ни на полноту, ни на научность.
Научное мировоззрение, в составе которого нет философии, логики
и теории познания, такой же нонсенс, как и «чистая» философия, которая полагает,
что она-то и есть мировоззрение, взваливая на свои плечи задачу, решение которой
под силу только всему комплексу наук. Философия и есть логика развития мировоззрения,
его, по выражению В.И. Ленина, «живая душа». [270]