Глава вторая
Единство абстрактного и конкретного — закон мышления
Абстрактное как выражение конкретного
Итак, мы установили, что сознание, отражающее единичный, пусть
даже неоднократно повторяющийся факт, но не улавливающее его внутреннего строения
и внутренне необходимой связи с другими такими же фактами, есть познание крайне
абстрактное даже в том случае, если оно наглядно и чувственно представимо. Именно,
поэтому «общий закон изменения формы движения гораздо, конкретнее, чем каждый
отдельный “конкретный” пример этого» 1,
а самые нагляднейшие примеры, не делают и не могут сделать конкретной тощую,
бедную определениями мысль.
Наглядные примеры, иллюстрирующие тощую абстракцию, могут лишь
замаскировать ее абстрактность, могут создать лишь видимость, лишь иллюзию конкретного
рассмотрения. Этим, к сожалению, довольно часто пользуются люди, сводящие теоретическое
рассмотрение предмета к нагромождению примеров. Для них, естественно, толкование
конкретности как чувственной наглядности знания гораздо удобнее, чем определение
Маркса, ибо последнее обязывает к детальнейшему анализу фактов.
На самом деле эта позиция не имеет ничего общего с позицией Маркса.
Точнее, «общее» есть, конечно, и тут — слова «абстрактное» и «конкретное». Но
эти одинаковые [72] слова прикрывают полную противоположность понятий абстрактного
и конкретного, противоположность действительного и мнимого понимания роли и места
того и другого в процессе мышления, в процессе переработки созерцания и представления.
В чем заключается, согласно Марксу, действительно абстрактное рассмотрение
предмета? Абстрактность, как таковая, есть, с его точки зрения, односторонность
познания, такое знание о вещи, которое отражает ее лишь с той стороны, с какой
она подобна, тождественна многим другим таким же вещам. Другое дело абстракция,
выражающая конкретную, специфическую природу вещи. Такая абстракция по своим
логическим характеристикам представляет нечто прямо противоположное простой абстракции,
абстрактному как таковому.
Что значит совершить действительное обобщение, что значит создать
объективную конкретную абстракцию от явления?
Это значит рассмотреть вполне особенный, неоднократно повторяющийся
факт с точки зрения его собственного, имманентного содержания, рассмотреть его,
как говорится, «в себе», отвлекаясь при этом от всего того, чем этот факт обязан
всей целокупности внешних воздействий той более широкой сферы действительности,
внутри которой он существует.
Именно так поступает Маркс в «Капитале» при исследований явлений
простого товарного обмена. Он получает действительные объективные характеристики
стоимости, «рассматривая процесс абстрактно, т.е. оставляя в стороне обстоятельства,
которые не вытекают из имманентных законов простого товарного
обращения...» 2
Дело заключается, прежде всего, в том, что Маркс с самого начала
имеет в виду как общую цель, в свете которой соразмеряется каждое отдельное логическое
действие, каждый отдельный акт образования, абстракции, воспроизведение конкретного
в мышлении. Каждое особенное явление рассматривается в «Капитале» непосредственно
с точки зрения его места и роли в составе целого, в составе конкретной системы,
внутри которой в посредством которой каждое отдельное явление приобретает свою [73]
специфическую определенность. Эту самую определенность, несвойственную каждому
отдельному явлению, если оно существует вне данной конкретной системы, и приобретаемую
им, как только оно входит в ее состав, и фиксирует каждая конкретная абстракция.
Через абстрактное рассмотрение особенного явления (отвлекаясь сознательно от
всего того, чем данное явление обязано другим, взаимодействующим с ним явлениям)
Маркс на деле рассматривает как раз всеобщую взаимосвязь целого, т.е. всей совокупности
взаимодействующих особенных явлений.
Это на первый взгляд кажется чем-то парадоксальным: выявление всеобщей
связи явлений совершается через свою противоположность — через строжайшее отвлечение
от всего того, что одному явлению свойственно благодаря его всеобщей взаимосвязи
с другими, от всего того, что не вытекает из имманентных законов данного особенного
явления.
Дело, однако, заключается в том, что уже само право рассматривать
данное особенное явление абстрактно предполагает понимание его особой
роли и места в составе целого, внутри всеобщей взаимосвязи, внутри совокупности
взаимообусловливающих особенных явлений; именно в том, что простой товарный обмен,
товар и форма товара рассматриваются абстрактно, как раз и находит свое логическое
выражение та, совершенно особенная роль товара, которую он играет в составе данного
и никакого другого целого.
В том, что товар рассматривается абстрактно, независимо от всех
остальных явлений товарно-капиталистического производства, и выражается логически
(теоретически) его конкретная, исторически неповторимая форма зависимости от
системы производственных отношений в целом.
Дело в том, что только внутри развитой системы товарно-капиталистического
производства — и ни в какой другой системе производственных отношений — товарная
форма связи оказывается всеобщей, простейшей, элементарной формой взаимосвязи
людей. Ни в одной другой конкретно-исторической системе производственных отношений
такой роли товар и обмен товаров не играли, не играют и не могут играть. [74]
Эта особенная роль и значение простой товарной формы внутри развитого
капитализма и выражается теоретически в том, что чисто абстрактное рассмотрение
товара, его имманентных законов одновременно и тем самым выявляет всеобщее
теоретическое определение всей системы в целом, выражение ее конкретно-всеобщей
закономерности. Если бы предметом теоретического рассмотрения оказалась не товарно-капиталистическая,
а любая другая система отношений общественного производства (социализм или феодализм,
первобытнообщинный строй или рабовладельческая формация), то не было бы ничего
ошибочнее, с точки зрения логики Маркса, рассматривать товарную форму абстрактно,
так, как она рассматривается в экономической теории капитализма.
Абстрактное рассмотрение товарной формы ничего не дало бы для теоретического
понимания всеобщей связи системы в том случае, если бы эта система развилась
из какой-то иной основы. В данном случае, рассматривая товар абстрактно, мышление
не сделает ни малейшего шага на пути конкретного рассмотрения исследуемой экономической
системы, не отвлечет ни единого конкретного теоретического определения предмета.
И если внутри товарно-капиталистической системы, в ходе ее рассмотрения,
теоретик не только вправе, но и обязан рассматривать товарную форму абстрактно,
то он не имеет никакого логического права рассматривать столь же абстрактно любую
другую форму экономической связи того же капиталистического организма, например,
прибыль или ренту.
Такая попытка не приведет к выработке конкретного теоретического
понимания роли и места прибыли внутри общей взаимосвязи. Это вообще невозможно
проделать, если предварительно не проанализированы прибавочная стоимость, деньги
и товар, И если мы сразу, не проделав анализа товара, денег, прибавочной стоимости
и пр., выделим явление прибыли и начнем его рассматривать абстрактно, т.е. оставляя
в стороне все обстоятельства, которые не вытекают из ее имманентных законов,
то мы ничего не поймем в ее движении. В лучшем случае мы получим описание
явлений движения прибыли, абстрактное представление о них, но не конкретное теоретическое
понимание, не понятие. [75]
Таким образом, право на абстрактное рассмотрение явления определяется
конкретной ролью данного явления в составе исследуемого целого, конкретной системы
взаимодействующих явлений. Если исходный пункт развития теории взят правильно,
то его абстрактное рассмотрение оказывается непосредственно совпадающим
с конкретным рассмотрением всей системы в целом. Если же абстрактно рассматривается
не то явление, которое объективно составляет всеобщую, простейшую, элементарную
форму бытия предмета в целом, его реальную «клеточку», то в данном случае абстрактное
рассмотрение так и остается абстрактным в дурном смысле этого слова, и не совпадает
с путем конкретного познания.
Взяв явления прибыли, например, можно составить себе абстрактно-обобщенное
представление о них. Но конкретного понятия прибыли на этом пути не получить,
ибо конкретное понимание места и роли прибыли в процессе движения системы товарно-капиталистических
отношений предполагает понимание их реальной ближайшей субстанции — прибавочной
стоимости, т.е. другого экономического явления, а последнее в свою очередь предполагает
познание имманентных законов движения товарно-денежной сферы, понимание стоимости
как таковой, независимо от прибыли и прибавочной стоимости. Иными словами, само
абстрактное рассмотрение прибыли возможно лишь в том случае, если предварительно
проанализированы независимые от нее явления. Прибыль может быть понята только
через прибавочную стоимость, через «другое», в то время как прибавочная стоимость
может и должна быть понята «сама по себе», и при ее анализе следует строго оставить
в стороне все обстоятельства, не вытекающие непосредственно из ее имманентных
законов; и, прежде всего надо оставить в покое прибыль. При анализе же прибыли
нельзя этого сделать, нельзя оставить в стороне обстоятельства, вытекающие из
имманентных законов другого явления, нельзя рассматривать прибыль абстрактно.
Таким образом, абстрактное рассмотрение явления включает в себя
конкретный подход к этому явлению и непосредственно выражает его роль
внутри данной, конкретно-исторической системы явлений в целом.
Абстрактное рассмотрение, оставляя в стороне все обстоятельства,
не вытекающие непосредственно из [76] имманентных законов данного явления, сосредоточивается
как раз на имманентных законах, на анализе явления «в себе и для себя», если
употребить гегелевское выражение. Образцом такого исследования является, анализ
законов движения товарно-денежной сферы в «Капитале» Маркса. Явление рассматривается
здесь «само по себе», в строжайшем отвлечении от всех тех воздействий, которые
оказывают на него другие, более сложные и развитые явления, связанные, прежде
всего с производством прибавочной стоимости. Это и значит,что оно рассматривается
абстрактно.
В таком понимании и применении абстрактного рассмотрения не только
нет чего-то метафизически противоположного конкретному рассмотрению, но есть
как раз реальное совпадение абстрактного и конкретного, их диалектическое
единство. Конкретное рассмотрение выступает как такое рассмотрение, которое
уже не оставляет в стороне все обстоятельства, не вытекающие из имманентных законов
данного явления, а наоборот, привлекает их к рассмотрению. Конкретное понимание
явлений товарно-денежной сферы совпадает с учетом всех тех воздействий, которые
на нее оказывают все развитые, все более сложные формы экономических отношений
внутри капитализма.
Иными словами, конкретное понимание товара, который вначале рассматривался
лишь абстрактно, совпадает с теоретическим пониманием всей совокупности взаимодействующих
форм экономической жизни, всей экономической структуры капитализма. Оно достигается
лишь в развернутой системе науки, в теории в целом. [77]
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. XIV, с. 508.
2 Маркс К. Капитал, т. I. Госполитиздат, 1995, с. 164.