Абстракция
Философская энциклопедия, т. 1, с. 12-13
(от лат. abstractio — отвлечение), — один
из моментов процесса познания, который заключается в мысленном отвлечении от
ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении основных,
общих его свойств, связей и отношений. Результатом абстракции являются понятия,
категории, например материя, движение, развитие, закон, стоимость и т.п. Научные
абстракции суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим
свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» 1.
Говоря об абстракции, имеют иногда в виду такое рассмотрение предмета, при котором
отвлекаются от некоторого (или некоторых) специально оговариваемого свойства
предмета или отношений этого предмета к другим предметам. Абстракцию рассматривают
как результат процесса абстрагирования — общее понятие. Часто абстракцию
понимают как синоним «мысленного», «понятийного», в противоположность чувственно-созерцаемому,
наглядно-данному. Однако абстракцией может быть не только понятие, не только
мысленное отвлечение, но и чувственно-наглядный образ (например, геометрический
чертеж, схема или произведения так называемой абстрактной живописи).
В диалектике абстракция нередко имеет смысл одностороннего, бедного,
неразвитого, вырванного из конкретной взаимосвязи и противопоставленного последней.
Абстракция выступает здесь как момент, сторона, фрагмент конкретного. Мышление
и понятие «абстрактны» лишь в их оторванности от хода познания в целом, от практики,
от предметной действительности. Абстракция в мышлении представляет собой лишь
исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей
связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. «Человеческие
понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом,
в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» 2.
Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного
рассмотрения. абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство
мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Диалектика абстрактного и конкретного — это типичный случай диалектического
единства, взаимоперехода противоположностей.
В известных случаях «абстрактность» оказывается признаком ложности
понимания, его оторванности от жизни, от практики. В других случаях «абстрактность»
отражает природу самого предмета. Например, категория абстрактного труда выводится
Марксом из понимания реального процесса сведения различных видов труда к однородному
общественному труду, к простой затрате рабочей силы: «Это сведение представляется
абстракцией, однако, это такая абстракция, которая в общественном процессе производства
происходит ежедневно» 3.
Э. Ильенков
1 Энгельс Ф. Диалектика природы, 1955, с. 187.
2 Ленин В.И. Философские тетради, 1947, с. 180.
3 Маркс К. Сочинения, т. 13, с. 17.