Субъект и объект
Большая Советская Энциклопедия, т. 41, с. 184‑185
(в философии) — категории теории познания. Субъект — существо,
обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной
на тот или иной предмет; человек, познающий и изменяющий окружающий мир. Предмет,
на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, представляет
собой объект. В качестве объекта выступают прежде всего предметы и явления реального
мира; их отражение в сознании может быть также объектом изучения.
Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической
деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм,
напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как
продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа,
«абсолютного субъекта» (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал
отношение субъекта и объекта в [184] познании как отношение, в котором субъект пассивно
воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал
и абсолютизировал активную роль сознания.
Вопрос о диалектике взаимоотношений субъекта и объекта в познании был поставлен
идеалистами и получил свое наиболее полное выражение у Г. Гегеля, но научно решил
этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали,
что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека,
направленной на изменение окружающего мира. Все познавательные способности субъекта
были поняты как продукт общественно-исторического развития практики и познания.
На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека.
Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек активно
изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии
с поставленной им целью. В конце процесса труда получается то, что ранее было лишь
в сознании субъекта в виде цели его деятельности. В процессе познания человек приводит
свое сознание в соответствие с объектом. Изменение объекта, совершающееся в процессе
труда, выступает одновременно в качестве критерия истинности тех представлений и
понятий, на основе которых субъект воздействует на объект. Совпадение результатов
с заранее поставленной целью, т.е. успех, доказывает правильность представлений
и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий с их объективным
прообразом. С другой стороны, правильность, истинность представлений и понятий об
объекте оказывается необходимым условием успеха практической деятельности человека.
И в практике и в познании субъект является активной, деятельной стороной отношения
с объектом. [185]
Э. Ильенков