Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





В школе сержантов

«Красная звезда», 29 сентября 1945


Занятия в школе сержантского состава N части начались всего несколько дней назад. В лагере еще не закончено строительство, не налажена еще как следует нормальная жизнь. Командиры взводов дают свои объяснения под неумолчный аккомпанемент топоров и пил. Целый город вырос за последние недели здесь, в сосновом лесу: казармы, учебные классы, столовые, баня, прачечная, спортгородок — все, что составляет большое и сложное армейское хозяйство. Сейчас устраняются недоделки.

На занятия по огневой службе вышли два взвода. Низенькие противотанковые пушки устремили вперед своя длинные тонкие стволы. Курсанты, выстроенные порасчетно немного позади, внимательно слушают объяснения командира взвода; каждому номеру разъясняются его обязанности.

Курсанты стоят, одетые в новое обмундирование, в крепкие сапоги. Много здесь участников боев, хотя все они очень молоды. Командир взвода младший лейтенант Майстер, закончив объяснения, напоминает, как важна в противотанковой артиллерии быстрота работы расчетов, и подает команду «к бою». Молодость школы чувствуется по тому, как неуверенно работают курсанты у орудий. Нет еще сработанности, нет еще прочных навыков и знаний. Занятие строится с целью практически отработать обязанности каждого номера в составе расчета.

С каждым разом все короче становится время от команды до доклада командиров орудий о готовности. Меньше и меньше становится ненужной суеты, хотя еще часто тот или другой курсант хватается за детали, которые он не обязан трогать. Эти недостатки исчезнут со временем без особого труда. Однако в занятии младшего лейтенанта Майстера имеются другие «мелочи», которые свидетельствуют о погрешностях методики обучения.

...Вот на стволе орудия, которым командует на этот раз младший сержант Киселев, остался надульный чехол, хотя командир доложил уже о готовности к бою. Вместо того, чтобы указать номеру на его ошибку, предупредить повторение ее в будущем. командир орудия сам снимает чехол незаметно для командира взвода. Забывчивому номеру, которому снять чехол положено по уставу, он только говорит: «Ну что же ты... не забывай...». Теперь курсант чехла не забывает, но после команды «отбой» чехол, небрежно надвинутый на ствол, еле держится, по ветру болтается незастегнутый ремешок. Командир орудия на это внимания не обращает, а командиру взвода проследить за правильностью работы сразу во всех орудиях не удается. Так и повторяются ошибки каждый раз.

Наконец, командир взвода подходит к орудию младшего сержанта Киселева, что бы проверить качество работы. Кроме злополучных чехлов, брошенных в грязь, он находит еще ряд более грубых недочетов: нулевые установки на прицельных приспособлениях не поставлены, ствол смотрит в землю.

Произошло все это оттого, что командир орудия не был к занятию подготовлен, места и роли своей на занятии не представляет. Виноват в этом, конечно, и сам командир взвода. Роль сержанта должна быть велика везде, а младший лейтенант Майстер ограничивает его работу на занятии повторением команд.

Внимательность к «мелочам», жесткая требовательность к себе и подчиненным должны быть неотъемлемыми качествами каждого начальника. Эти качества должны воспитываться постоянно. А какой же пример видят курсанты, будущие младшие командиры, в своем командире орудия на занятиях, проводимых так, как у младшего лейтенанта Майстера? Вывод напрашивается сам собой. К любому занятию командира отделения и орудия нужно готовить, независимо от того, проводит он занятия сам или при этом присутствует офицер. Это сделает и занятие более содержательным и ценным и положительно скажется на формировании необходимых навыков у курсантов.

Более благополучно обстоят дело во взводе гвардии младшего лейтенанта Соболева. Здесь командиры орудий — опытные, старые ветераны войны, награжденные орденами Славы, Отечественной войны, Широчкин и Павлов. Они внимательно следят за работой своих расчетов. Но и здесь сказывается то, что к занятию их специально не готовили.

Командирам взводов есть у кого учиться, с кого брать пример. Начальник школы майор Череухин, сам подтянутый, аккуратный в работе и требовательный, не упускает из виду того, что может показаться на первый взгляд незначительной мелочью.

Вот он ходит по казарме, хозяйским глазом прикидывая, что нужно сделать еще, чтобы помещение стало еще опрятнее я уютнее.

– Старшина, выкрасьте в первую очередь вешалки и пирамиды, а если останется краска, то и подоконники. А вам, — оборачивается он к командиру одного из взводов, — я «советую» проводить изучение видов рельефа местности на матрацах вашего взвода. Если они, конечно, будут заправлены, как до сих пор...

Майор говорит вежливо, не повышая голоса, но командир взвода краснеет до ушей... Около печки в углу пристроился курсант и размазывает пальцем по закопченной поверхности котелка зеленую масляную краску. Майор долго критически оглядывает работу незадачливого маляра. Неряшливость ему ставится на вид.

...Так проходят первые дни занятий в школе сержантского состава одной артиллерийской части. Много еще работы, кропотливой, настойчивой предстоят впереди, чтобы выпустить сержантов, способных правильно воспитывать и учить бойцов. Особенно много зависит от командиров взводов, и их обязанность — отдать все твои силы и все внимание делу подготовки сержантского костяка для подразделений.

Гвардии младший лейтенант
Э. Ильенков
Московский военный округ