2. Простейшая логическая модель — атомизм.
Противоречия атомистического редукционизма. Демокрит
Логическая философия элейцев выставила жесткие требования к познанию:
бытие и небытие — простейшие категории, завоеванные мыслью, простейшие определения,
которыми она вправе оперировать. Элейская философия очистила логику как науку
о таких определениях от посторонних примесей. В учении о субстанции как о «пребывающем»,
неуничтожимой и несотворимой основе вещей, развитом другими философскими школами,
ничего и не содержалось, кроме категории бытия. Имплицитно в это понятие
вкладывалось еще и представление о чувственно-материальной природе этой субстанции.
Однако разработка этих представлений до уровня категории материи предполагает
развитую гносеологию, которую ранняя греческая философия не знала. Оставаясь
философией природы и натуральной логикой, она реализовала представление о субстанции
только как о «пребывающем», о бытии. В своих попытках выразить в мысли
жизнь человека и космоса философия вправе оперировать только этой категорией
и понятиями, производными от нее. Другие пути для монистической мысли заказаны.
Определение вещи есть ограничение, есть отрицание. Если же сущностью
вещи является «пребывающее», бытие, то определенное бытие мы получаем посредством
его ограничения, отрицания небытием. Поскольку и милетская философия, и элеаты
не знали более развитых определений субстанции, постольку операция определения
бытия необходимо превращалась в операцию его отрицания, в уничтожение пребывающей
основы вещей в угоду конечно-определенной форме. Следовательно, мыслить мир определенным
– значит мыслить его несуществующим. Если же он мыслится сущим и единым, то различие
и определенность есть нечто несуществующее, недействительное для мысли. Признать
многообразие, оставаясь на почве единства, наука вправе только тогда, когда найдет
разрешение этой антиномии. Таковы условия проблемы: hic Rhodus, hic salta!
Этот прыжок через логическую пропасть, вырытую элеатами, совершает
философия Демокрита.
Атомистическая философия Демокрита представляет собой первый опыт
построения теоретической, рационально-монистической, а не художественной конструкции
мира. Атомизм — первый опыт построения логически обоснованной модели природы.
Исходный материал — бытие и небытие, простейшие допустимые в данных
исторических рамках определения вещей (резюмирующие предшествующее развитие материалистической
философии). Посмотрим, достаточно ли этих категорий для осуществления принципа
материалистического монизма, выражающего движение мысли по логике предмета. (Не
будем при этом забывать, что вся древняя философия все-таки логика, именно логика,
а не физика.)
Демокрит вкладывает в свои атомы весьма абстрактное, не столько
физическое, сколько именно логическое содержание 1.
Он выводит, дедуцирует физику из логики. Его физика есть интерпретация
логики.
Задача Демокрита — воспроизвести теоретически, т.е. придерживаясь
исходных абстракций, картину сложнорасчлененного, многообразно определенного
мира.
Определенным бытие может быть постольку, поскольку оно берется
на фоне небытия, поскольку это небытие существует и определенность бытия фиксируется
его границей с небытием, его отрицанием. Эта граница может быть только внешней,
так как, будучи внутренней границей бытия, она попросту упразднила бы его. Ведь
имманентное тождество бытия и небытия, внутреннее отрицание возможно лишь при
условии его определенного характера, что в свою очередь предполагает более
богатое, более развернутое определение самого бытия 2.
Внутренняя граница не может быть проведена, так как отсутствует общая основа
для противоположных определений бытия и небытия, в которой и была бы проведена
их граница. Но других определений греческая философия еще не знает. Остается
внешняя граница, но и она предполагает некую общую основу. Этой внешней основой,
выражающей условия построения логической модели мира, служит у Демокрита пространство.
Определённость бытия есть его отграниченность от небытия в пространстве.
На почве этой категории бытие интерпретируется уже как «полное», а небытие как
«пустое». Определенность бытия есть его пространственная граница в пустоте, т.е.
фигура, положение, размер и т.п. — все определения атома.
Вариации определенностей атомов и, следовательно, вещей суть пространственные
вариации. Вещи — это лишь ассоциации атомов, определенные пространственные конфигурации.
В этом направлении мысль Демокрита последовательно монистична: все другие определения
вещей недействительны, логически несостоятельны, неправомерны, недопустимы.
Они — продукт заблуждения, формы движения «темного познания». Ведь по истине
«существуют лишь атомы и пустота» (Демокрит).
Формы вещей, известные из опыта, становятся познанными, будучи
редуцированы к атомам и их комбинации. Всякое изменение выражает лишь
движение атомов — их ассоциацию или диссоциацию. С точки зрения этого редукционизма
всякий предмет познания, взятый «по истине», есть вещь или тело, построенное
из элементарных тел. Всякая определенность должна быть сведена к атомным сочетаниям,
к их конфигурации. Вещественно-телесное понимание мира со времен Демокрита
на долгое время становится главным принципом материалистической философии и науки.
Таким образом, определенные, различающиеся вещи существуют. В этом отличие атомизма
Демокрита от элейской концепции сущего. Поэтому конечные, определенные вещи не
просто продукт заблуждения, «мнения».
Однако Демокритово «существование» как бы двойственно: существенным
определением вещи является лишь ее атомный субстрат, несущественна ее собственная
индивидуальная форма. Или иначе: существенна лишь индивидуальная форма атома,
эта целостная сущность неделима. Несущественна же собственная форма вещи, которая
делима. Эта собственная форма вещи и есть несущественное существование,
т.е. явление. Несущественная, являющаяся сторона бытия представлена вещью как
целостным качеством, существенная — ее атомарным составом.
Если мы рассматриваем макровещь как нечто неделимое, целостное,
т.е. как сущность, то мы оказываемся в плену у заблуждения, «мнения», так как
неделимая сущность для всех вещей одна — атом. Если же мы рассматриваем эту вещь
как нечто делимое, то она — явление. Она существует, но лишь как явление.
Атомизм — серьезное завоевание античной материалистической философской
мысли. Плодотворность атомистической концепции прекрасно подтверждается всем
последующим развитием науки, в особенности механики и физики. Вместе с тем весьма
показателен тот факт, что атомизм все-таки не завоевал прочных позиций в самой
философии, превратившись с течением времени в естественно-научную концепцию.
Это говорит о том, что в самом фундаменте атомизма содержатся ограничения, препятствующие
превращению его в универсальный метод мышления. Эти ограничения были обнаружены
в философии уже Платоном и Аристотелем. Ограниченности атомистической концепции
были использованы идеализмом против материализма. Идеалистическая философия уже
в рамках античности поставила перед материализмом проблемы, решение которых отодвинулось
на многие столетия, вплоть до эпохи диалектического материализма. В чем же состоит
эта ограниченность атомизма? Прежде всего, конечно, не в том, что атомизм сводит
сложные формы движения к простым — к механическому взаимодействию и перемещению
атомов. Механицизм — лишь следствие его логики. Поэтому именно в логике следует
искать внутреннюю ограниченность этой концепции. Можно найти более сложные способы
взаимодействия элементарных частиц, можно опровергнуть самое представление о
неделимости атома, можно, наконец, показать взаимопревращаемость частиц, их внутреннюю
противоречивость и т.п., и все же в результате мы будем иметь опять-таки только
механику, хотя бы и квантовую, а не философию.
Корпускулярная концепция не дает нам в руки универсального метода
монистической философской мысли. Суть дела, в том, что в конечном счете
всякий объект представляет собой некую совокупность элементарных частиц. Не только
«весь Гомер состоит из 24 букв», но и мы сами — лишь «электродинамическая
ассоциация частиц». Но весь вопрос в том, достаточно ли такое представление для
выражения сущности объекта, для раскрытия его определенности? Коренной порок
атомизма в том, что он признает для всех предметов и событий лишь одну неделимую
сущность — атом, поэтому он необходимо механистичен, метафизичен. Поэтому же,
будучи редукционизмом, он исполнен глубоких внутренних противоречий, ослабляющих
его материалистическую позицию.
Логическую проблему единства и множественности сущего Демокрит
все же не разрешил. И единство, и множественность у него предполагаются данными
с самого начала. Его интересует не дедукция этих категорий, этих логических
определений, а дедукция вещей с помощью этих логических категорий. Самое
единство у него множественно. Единое бытие лишено внутренних различий,
поэтому неделимое — сущность, атом — у Демокрита представлено во множестве экземпляров.
Множественность есть экземплярность. В определении самого единого как сущности,
как категории Демокрит фактически не сделал большого шага вперед в сравнении
с элеатами. Поставленную ими проблему он попытался решить на ином пути: представив
«единое бытие» элеатов размноженным. Атомы не различаются между собой по сущности,
они различаются как существования, как явления. Но единое элеатов предполагало
единственность бытия; отрицание единственности у них было эквивалентно
признанию небытия, в сферу которого только и может падать различие. Демокрит
признает это небытие, но не в качестве внутренней границы бытия, его логического
определения, а в качестве внешней границы бытия, его физического определения.
Это небытие есть «пустота», которая и разделяет атомы. Атом — индивидуальность,
индивидуальное тело, данное во множестве экземпляров. Пустота — условие этой
множественности.
Логические категории у Демокрита нигде не переходят друг в друга:
«пустое» не порождается «полным» и не переходит в него, «полное» независимо от
«пустого», не возникает из него и не разрешается в него. Оно просто существует,
как существует и его противоположность — «пустое». В точке пересечения того и
другого возникает и уничтожается определенная вещь. Вещи изменчивы, поскольку
они представляют собой продукт движения атомов в пустоте, сущности же — бытие
и небытие — неизменны, они не возникают и не уничтожаются, они вечны.
Сильная сторона Демокрита — простота. Его концепция нуждается лишь
в минимуме условий для построения полной картины мира. Демокрит как бы утверждает:
дайте мне лишь атомы и пустоту, и я покажу вам, как устроен мир. Но эта простота,
завоеванная ценою утраты диалектики, есть ахиллесова пята этой философии.
В самом деле, построенный Демокритом мир эфемерен, неустойчив.
Вещи — лишь случайные ассоциации атомов, они не представляют собой
устойчивых сущностей; целостность вещи мимолетна, суммативна, дифференциальна.
Вещь не обладает собственной центростремительной силой, связывающей атомы и удерживающей
их в единстве. Связь выражает лишь природу самого атома, но не природу вещи.
Сущность всех вещей одна — это атомы и пустота. Поэтому возможна лишь одна единственная
наука о вещах — корпускулярная физика. Редукционизм, сведение сложного к простому,
целостности к частям — таково необходимое следствие Демокритовой логики.
Но этот принцип редукции им не выдерживается. Поскольку определенность
вещи несущественна, мимолетна, то ни построение, ни разложение этой определенности
не составляет проблемы логики. Разложение вещи оставляет неизменными исходные
категории логики. Атомный анализ как бы проходит мимо этой проблемы, сквозь вещь,
не задевая ее сущности. Существенная определенность лежит как бы в ином измерении,
чем сама вещь. Можно разложить вещь на составные элементы, но сущность ее останется
непроанализированной. Следовательно, сущность имеет какую-то иную природу, чем
вещь, и анализ ее требует иного метода, чем тот, который предлагает атомистический
редукционизм.
Невольное признание этого факта содержится в самой концепции Демокрита,
что мы и постараемся сейчас показать. Явным же свидетельством внутренней несостоятельности
атомизма как философского метода, претендующего на объяснение природы теоретического
познания, является философия Платона. Забегая вперед, скажем, что стоит допустить
существование вещей, обладающих устойчивой природой, определенностью, сущностью,
целостным обликом, «эйдосом», как окажется, что природа этого «эйдоса» не зависит
от вещи, она неразложима, вечна и изначальна, идеальна. Точка зрения Платона
имплицитно содержится в слабостях концепции Демокрита. Если существенные определения
неизменны и неразложимы, а вещественные определенности изменчивы и преходящи,
то преходящему «смертному» телу вещи противостоит ее бессмертная душа, ее эйдос,
идея, форма. Допустите множественность сущностей, допустите, что человек
– это не просто сумма атомов, а сущность, допустите множество «неделимых» — и
перед вами «эйдос» Платона, бессмертная «душа» вещи...
Вернемся, однако, к Демокриту.
Признание того факта, что сущность имеет иную природу, чем вещь,
природу, требующую логического, а не вещественно-корпускулярного анализа, обнаруживается
в концепции Демокрита в следующем.
Атом для Демокрита не просто логическая категория. Это — физическая
модель категории, простейшая физическая реальность, индивидуальность, элементарная
вещь. Определения этой вещи — форма, размер и т.п. — суть существенные определения.
Поскольку атом есть вещь, можно и, вообще говоря, должно подвергнуть и его корпускулярному
анализу. С физической точки зрения, в таком предположении не содержится ничего
невозможного: можно представить себе атом как сложное тело, составленное из более
элементарных тел, последние в свою очередь также подвергнуть корпускулярному
анализу и т.д. Но атом не только и не просто физическая вещь или пространственное
тело. Он и логическая «сущность», «логическое тело». Делимость же атома, имея
физический смысл, лишена логического смысла.
В основе атомистической философии лежит постулат о том, что всякий
предмет мысли, всякое содержание, всякая определенность могут и должны быть представлены
как тело. Тогда исследование этой определённости сведётся к исследованию строения
тела.
Выше мы уже видели, что пространство задает то поле, в котором
полагаются вещественные определенности, свойства макротел. Логическим пространством
вещи оказывается ее физическое пространство. Логически вещь фиксирована лишь
как определенность в пространстве, как пространственное существо. Отсюда ясно,
что подобный анализ вещи может быть продолжен так далеко, как далеко простирается
ее пространственная делимость. Но само пространство не содержит в себе никаких
ограничений.
Следовательно, атомистическая логика допускает неограниченную делимость
вещи, бесконечный анализ. Такой анализ, однако, не имел бы смысла, ибо на этом
пути мы нигде не получили бы той существенной и устойчивой определенности, которая
является целью анализа. Цель оказалась бы отодвинутой в бесконечность. Где-то
анализу должен быть положен предел. Этим пределом и оказывается атом, «неделимый».
Атомистический редукционизм необходимо требует деления и сам же кладет ему предел.
Атом — это понимание предметов просто как вещей, физических тел. Но физически-телесное
понимание необходимо предполагает такое же понимание и атома. И вот здесь атомизм
опровергает самого себя. Атом есть вещь лишь в отношении макротел, сам же по
себе он неделимая сущность, вечное, неизменное, абсолютное 3.
Нетрудно видеть, что с физической точки зрения этот предел установлен
совершенно произвольно, и развитие физики убедительное тому подтверждение. Атом
постулирован лишь для того, чтобы остановить безудержную деструкцию вещи, вещественную
редукцию. Атом — своеобразная логическая «пробка», прекращающая истечение корпускулярного
анализа. Атом — не просто физический объект, а логический, он — сущность. Атом
– та граница, где физический анализ должен уступить место анализу логическому.
Атом, как уже было сказано, есть тело, и в этом качестве он служит инструментом
анализа физических макротел. Но он одновременно есть и «логическое тело», и именно
в этом качестве он неделим. Неделимость его означает лишь следующее: существуют
свойства, определенности, которые не могут быть разложены в пространстве на составные
части. Поскольку вещь обладает существенной определенностью, целостностью, сущностью,
постольку она неделима. Поскольку вещь не обладает таковой, но лишь мимолетной,
несущественной определенностью, она делима. Первая вещь есть атом, вторая — макротело.
Качественная, логическая проблема элеатов о соотношении категорий
(сущностей) бытия и небытия была интерпретирована Демокритом как физическая проблема
взаимодействия корпускул в пустоте. Атом есть бытие, единое и неделимое, и в
этом своем качестве он ничем не отличается от «бытия» элеатов. Он не имеет внутреннего
строения, в нем не намечены внутренние различия Но Демокритов атом есть не просто
бытие, а определённое бытие. Его определенность есть некое внешнее свойство –
ограниченность в пространстве, форма. Именно определенность формы и составляет
действительную существенность атома, проявляющуюся во взаимодействии атомов,
следствием чего является видимый, многообразный мир. Форма и есть действительная
сущность, явная существенная определенность, тогда как бытие, составляющее содержание
атома, пусто, лишено определений, невыразимо. (Нетрудно увидеть здесь зачатки
концепции Аристотеля, что для нас особенно важно.)
Бытие, как сущность атома, и форма, в которой именно и выражается
определенность бытия и которая тоже существенна, никак внутренне не связаны друг
с другом: бытие есть внешняя граница небытия, оно не мыслится как необходимое
дополнение к небытию, в нем оно не заключено; небытие же — внешняя граница бытия,
оно не вытекает из его сущности и не предполагается ею. Небытие можно было бы
представить просто как пустое пространство, как нечто бесформенное, неопределенное.
Тогда логично было бы предположить, что определенность мы получаем через ограничение
этого всеобщего, через его оконечение и отрицание. В этом случае бытие, как нечто
определенное, было бы просто ограниченным пространством, модусом пространства 4.
Причину этой модификации мы и здесь не могли бы указать, но задача
имманентного логического определения была бы все же решена в духе той логической
тенденции античной философии, которая была рассмотрена выше. Вместо философии
мы, правда, получили бы здесь только геометрию, но и это уже шаг вперед в разработке
логических основ теоретического знания.
Всего этого, однако, нет у Демокрита. Атом у него не просто ограниченное
пространство, потому и его философия — не геометрия. Атом для Демокрита — именно
бытие, поэтому граница у него имеет как качественную, так и количественную природу.
Пространство ограничено другим качеством — бытием. И эта ограниченность наполнена.
Макровещи делимы, но лишь постольку, поскольку «микротом» рассекает пустоту,
пространство как простую количественность. Вещи неделимы, как только микротом
натыкается на качество, на бытие, они неделимы, если их анализ предполагает какой-то
иной метод. (Ниже мы увидим, что этот метод анализа сущностей и есть собственно
логический метод.) Логический анализ, анализ определенности, качества у Демокрита
отсутствует. Вещь анализируема лишь постольку, поскольку она есть лишь количественно-пространственная
конфигурация одного единственного качества. Конфигурация изменчива, преходяща,
а качество, сущность неизменны. Она есть инвариантный индивид, инвариантное тело.
Изменчивы лишь варианты сущности, неизменны сами сущности как инварианты, как
индивиды, атомы. Механицизм Демокрита, таким образом, касается лишь макротел.
На уровне атома он стоит на позиции целостности.
Старую проблему милетской философии, элейцев и Гераклита он не
разрешил. Мир ведь тоже есть целостность. Как же совместить эту существенную
его определенность с фактом многообразия вещей? Как положить различие внутри
единства, как теоретически осмыслить факт осуществления всеобщего через единичное,
единого через различия? Этих вопросов Демокрит не разрешил, не разрешили их и
механицисты всех последующих эпох. В построенном Демокритом космосе эфемерных,
неустойчивых ассоциаций атомов не обитает Логос, он держится именно динамикой,
изменениями; устойчивое всеобщее обитает в конечных формах, в модификациях субстанции,
живет в их ритме. Мир изменчивых вещей чужд равнодушной сущности атома — бытия.
Идея монистического воспроизведения мира в теоретической мысли оказалась неосуществленной.
Вещи не обладают логикой, ибо их сущность безразлична к способу ее существования,
внутренне она неподвижна.
Таким образом, атомистическая философия Демокрита все же заводит
монистическую теоретическую мысль в тупик механицизма и метафизики. Механистическая
мысль не может быть логичной. Отправляясь от единства, она не может имманентным
образом ввести различия. Не признавая внутренней противоречивости сущности, она
вынуждена брать эти различия в качестве данных, заимствуя их из внешнего источника,
равнодушного к тому основанию, которое взяла за основу.
Подведем теперь итог всему сказанному относительно атомистической
философии, предложенной Демокритом в ответ на негативную логику элейцев.
Прежде всего ясно, что в фундамент монистической философии не может
быть положено просто бытие как «пребывающее». Становление есть свидетельство
тождества бытия и небытия, есть единство противоположностей. Бытие и небытие
– существенные определения «пребывания» — это показала атомистическая философия.
Вместе с тем само соединение бытия и небытия (как ассоциация атомов в пустоте)
есть нечто несущественное, мимолетное, ибо если каждая из сущностей действительна
и устойчива сама по себе, тогда их единство мимолетно, преходяще, несущественно.
Это понятно, ведь оно — внешнее единство, случайное, а не необходимое.
Универсальным разрешением принципиальной антиномии бытия и небытия,
выдвинутой элейцами в качестве условия теоретического воспроизведения изменчивого
и многообразного мира, может быть только категория становления, качественного
движения, содержащая в себе две предыдущие в снятом виде.
Для того чтобы разрешить проблему единого космоса, воплощенного
именно в ритме взаимопревращения вещей, чтобы понять логику вещей, необходимо
найти способ представить это единство противоположностей как существенное, необходимое.
Для этого субстанцию недостаточно определить просто как «пребывающее», просто
как бытие. Ведь не менее субстанционально небытие, ибо без него немыслимо становление.
Субстанция должна быть представлена как единство, в котором заложены различия
бытия и небытия, как такое логическое пространство, в котором это различение
осуществляется. Ясно, что принципом монистической философии должна быть более
богатая и конкретная категория, чем рассмотренные ранее.
Образ такой категории уже был дан Гераклитом, но лишь как художественный
образ. Огонь Гераклита объединяет в себе два начала — субстрата и формы, но выше
их обоих. Логического же анализа своего образа Гераклит не мог осуществить. Логос
выражается мерами огня, мерами субстрата, и, что самое важное, эти «меры» имманентны
ему. Логическое определение вещи есть поэтому постижение ее как определенной
имманентной меры всеобщего субстрата. Важнейшая же задача, поставленная перед
материалистической философией Гераклитом, и состоит в понимании этой имманентности
меры и субстрата.
Эту задачу философия атомизма не решила, не решила ее и вся последующая
философия материализма вплоть до материализма диалектического. И не случайно:
решение ее требует преодоления ряда затруднений и проблем, которые еще должны
были быть поставлены в ходе исторического развития теоретической мысли вообще,
философско-теоретической мысли в частности.
Точка зрения субстрата в античной философии реализована Демокритом
со всей последовательностью и до конца, доведена до важнейших антиномий, которые
и явились предметом упорных поисков теоретической диалектической мысли.
Выше мы уже видели, что понимание вещи, как определенной меры бытия,
как меры своей собственной сущности, было достигнуто еще до Демокрита. Сущность
вещей составляет их атомный субстрат; вещь есть некоторая мера этого субстрата,
некоторое определенное его количество. Эта мера остается внешней сущности, как
остается внешним по отношению к воде ведро, в котором она содержится. Эта мера
несущественна, ее определенность «эфемерна». Существенна определенность атома,
атом тоже мера, но и она оказывается внешней бытию. Она поэтому неразложима,
неанализируема. Иными словами, существенную определенность атома нельзя раскрыть,
обращаясь к его субстрату. Так точка зрения субстрата терпит здесь крах. Атом
определен, но эта определенность логически не зависит от субстрата, хотя я принадлежит
ему. Анализ субстрата ровно ничего не дает для определения формы его. Признанием
этого факта и является постулат о неделимости атома.
Определённость разложима с точки зрения субстрата лишь постольку,
поскольку она берется как нечто несущественное, летучее, не как сущность, а как
эпифеномен. Поскольку же она есть устойчивое качество, целостность, сущность,
она неделима. Вопрос может возникнуть лишь о том, что признать за такого рода
сущность. Демокрит объявляет таковым атом. Но мы уже знаем, что Демокритов атом
– условная граница анализа. Эта граница может быть проведена в любом месте,
всюду, где мы фиксируем целостность. Пространство не задает нам этих границ,
не задает их и субстрат вещи. Что же мешает в таком случае каждое качество, каждую
определенность объявить целостностью, логически неделимым объектом, логическим
атомом?
1 В самом деле,
бескачественные, неделимые, непроницаемые, неуничтожимые атомы-тела Демокрита
во многом напоминают «тела» геометрические. В сущности они — гипостазированные
абстракции материального физического тела.
2 Ведь в становлении отрицается не
бытие вообще, но именно его конечная, определенная форма. Следовательно, «сущее»,
помимо пребывающего, единого, должно включать в себя и другие определения, но
этих других определений предшествующая греческая философия еще логически не разработала.
3 Любопытно сравнить Демокритово
представление об атоме с платоновским высказыванием о душе. «Душа, — утверждает
Платон, — всего более походит на божественное, бессмертное умопостигаемое, однородное,
неразрушимое, всегда неизменное в самом себе...» («Творения Платона», т. 1.
Федон. Изд‑во «Академия». Петроград, 1923, с. 157).
4 C таким же правом можно было бы
рассуждать и иначе: бытие есть нечто неопределенное, чистая возможность определения
сущности. Здесь оно было бы тождественно небытию, ибо в содержание того и другого
не вкладывается ничего, кроме неопределенности, возможности. Форма — осуществленная
возможность, определенная сущность. Вещь есть лишь постольку, поскольку налицо
определенная форма. Бытие есть то, из чего определенная вещь «состоит», — материя;
материя — лишь возможность для бытия. Вещь, поскольку она берется в аспекте материи,
есть «небытие», а в аспекте формы — она «бытие». Уже здесь перед нами — и Платон,
и Аристотель.