2. Принцип гомогенности. Объект науки и ее предмет
Принцип гомогенности в научно-теоретическом
познании с наибольшей полнотой теоретически осознан и впервые применен
в научном исследовании Марксом 1.
Возведение здания теоретической концепции предполагает мобилизацию
только таких аргументов и фактов, которые раскрывают сущность и специфическую
природу исследуемого предмета. Только в этом случае исследование носит
активный характер: ученый не копирует слепо природу, но действительно
активно «вопрошает» ее (Кант), т.е. рассматривает под определенным
«углом зрения», который для каждого отдельного случая определен характером
той науки, от лица которой он ведет исследование.
В обычных условиях этот «угол зрения» представляется
чем-то само собой разумеющимся до тех пор, пока мышление протекает
в традиционных для данной науки формах. В этих «нормальных условиях»
для математика или физика, химика или биолога, экономиста или лингвиста
разработка специфически математического или физического, химического
или биологического, экономического или лингвистического подхода к явлениям
действительности не составляет еще особой проблемы. Этот способ подхода
заранее дан вместе с традиционным материалом данной науки, «задан»
ученому. В этом, однако, кроется опасность [149] возникновения иллюзии
априорности логических основ науки, иллюзии, систематически развитой
Кантом в целую философскую доктрину. Следует сказать, что априористические
концепции исторически возникают и развиваются чаще всего именно в этих
«нормальных условиях».
Совсем иначе обстоит дело, когда соответствующий «угол
зрения» еще не выработан или когда он уже несостоятелен,
в этих условиях не может быть речи об априорности логических принципов
науки; «простой» вопрос об усвоении соответствующего «угла зрения»,
решаемый обычно практически в ходе обучения, вырастает в сложную философскую
проблему об отношении теории к опыту, к реальности, к другим научным
дисциплинам.
Необходимость дифференцированного, гомогенного (в
указанном логическом смысле) подхода к явлениям природы в науке и несостоятельность
универсально-философского способа решения проблем хорошо показали А. Эйнштейн
и Л. Инфельд в своей книге «Эволюция физики» на примере того же
Аристотеля и Галилея.
«Самая фундаментальная проблема, остававшаяся в течение
тысячи лет неразрешенной из-за ее сложности, — это проблема движения...
Наша интуиция связывает движение с такими действиями, как толчок или
тяга... Кажется естественным заключение, что чем сильнее действие,
оказываемое на тело, тем больше будет его скорость. Карета, запряженная
четверкой лошадей, движется быстрее, чем карета, запряженная парой.
Таким образом, интуиция говорит нам, что скорость существенно связана
с внешним воздействием... Может быть, главным основанием продолжительной
веры в эту интуитивную идею повсюду в Европе был великий авторитет
Аристотеля. В «Механике», в продолжение двух тысяч лет приписываемой
ему, мы читаем: «Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая,
прекращает свое действие»... Новый же путь, указанный Галилеем, таков:
если ничто не толкает и не тянет тело или если на тело ничто не действует
каким-либо другим образом, короче говоря, если [150] на тело не действуют
никакие силы, оно покоится или движется прямолинейно и равномерно,
то есть всегда с одинаковой скоростью по прямой» 2.
Эмпирически нет никакого сомнения в том, что скорость
фактически связана с силой, прилагаемой к движущемуся телу, теоретически
же эта связь недействительна, несущественна. Необходимо
разложить сложное явление на элементы, выделить предмет механики в
чистом виде, изолировать его от побочных обстоятельств и рассмотреть
его собственные закономерности.
Открытие Галилея положило начало новой науке.
«Открытие, сделанное Галилеем, и применение им методов
научного рассуждения были одним из самых важных достижений в истории
человеческой мысли, и оно отмечает действительное начало физики. Это
открытие учит нас тому, что интуитивным выводам, базирующимся на непосредственном
наблюдении, не всегда можно доверять, так как они иногда ведут по ложному
следу» 3.
В этом открытии вскрывается какая-то своеобразная
действительность науки, зачастую прямо противоречащая действительности
опытного познания. Возникает серьезная философская проблема об отношении
этих двух действительностей. «Отношение между непосредственными наблюдениями
и теми понятиями, которые мы употребляем в «научном описании», является
главной темой, с которой имеет дело философия науки» 4.
Было бы напрасным трудом утешать себя укоренившимися
еще со времен Аристотеля соображениями, что предмет науки — это «просто»
результат абстракции: возьмем движущееся тело, отбросим то-то и то-то
и получим предмет механики. В том-то и заключается весь вопрос, что
«отбрасывать» мы можем самые различные свойства предметов. Дело заключается
не просто в абстрактности подхода науки к [151] предметам опыта, а
в том, что эта абстракция продиктована пониманием сущности
предмета. Исследуется ведь не предмет в абстракции, а именно сущность
предмета, которую одна абстракция сама по себе нам никогда не способна
дать.
«Загвоздка» заключается как раз в том, что один и
тот же предмет может рассматриваться с разных точек зрения и потому
представлять собой различные сущности. Абстракция находится как раз
«на службе» у этих сущностей, а не наоборот.
Тот же пример со свободным падением тела в пространстве
весьма остроумно использует в своей книге и Ф. Франк. Он говорит
о том, что один и тот же факт — падение кусочка папиросной бумаги –
мы можем «идеализировать» по-разному, отвлекаясь от плотности среды
и ее движений и рассматривая падение кусочка бумаги в вакууме или,
напротив, рассматривая это падение как движение в плотной среде. Получим
разные закономерности. В каждом из этих случаев за «существенное» будут
приняты различные условия. Сам же факт допускает с одинаковым основанием
и ту и другую абстракцию: ведь как абсолютный вакуум, так и абсолютно
плотная среда — одинаково фикции в отношении к этому факту.
Получается, что с точки зрения физики наблюдаемое
– лишь «знак физического факта», и «для того чтобы этот знак породил
научные высказывания, — цитирует Франк С. Лангер, — его нужно
истолковать» 5. А истолкование
зависит от «точки зрения», ибо сущность имеет смысл лишь в отношении
к той цели, которую ставит перед собой субъект, ученый 6.
Получается, что наука — сфера произвола и субъективизма.
Этот пример ясно показывает, что универсальное, для
всех случаев справедливое истолкование эмпирического факта дать невозможно,
поэтому каждая наука со своим своеобразным истолкованием имеет право
на [152] существование. Вместе с тем также ясно, что утрата философией
монопольного права на истолкование фактов создает угрозу утверждения
субъективизма.
Позитивистская философия и старается превратить эту
угрозу в реальность. По мнению того же Франка, эмпирическая вещь представляет
собой некий «смешанный агрегат» свойств. Этому «агрегату» наука противопоставляет
«интеллигибельные принципы», которые ничего общего не имеют с реальностью,
с опытом, с практикой. «Из утверждений относительно абстрактных терминов
мы никогда не можем вывести ничего о наблюдаемых фактах. В механике
мы можем узнать, какими функциями переменной t являются переменные
х, у и z. Но это ничего не говорит нам о наблюдаемом
мире» 7. Аналогично
рассуждает и Рассел. Нет нужды умножать аргументы подобного рода.
Принцип гомогенности в позитивистской философии оборачивается
«принципом терпимости» (Toleranzprinzip) 8,
т.е. «точки зрения» на вещи, реализуемые научными дисциплинами, принципиально
равноценны, одинаково допустимы, произвольны. Они — либо дело вкуса,
либо результат соглашения, «конвенции» (А. Пуанкаре), либо случая.
«Для анализа науки способ получения общих принципов не имеет большого
значения. Общие принципы могут прийти человеку во время сна... В “логике
науки” в отношении общих принципов имеет значение не способ, каким
мы получаем их с помощью индукции, а способ, каким мы выводим из них
с помощью дедукции весь остальной состав науки» 9.
«Точкой опоры», которая позволяет науке «перевернуть
земной шар», оказывается точка зрения ученого, субъекта. Эта «точка
опоры» взвешена в пустоте. Ясно, что марксистское решение проблемы
должно состоять в утверждении этой точки опоры в самих вещах. «Истолкование
факта» — функция самой действительности, а не субъекта. [153]
Традиционная «теория абстракции» оказывает очень плохую
услугу науке, ибо выбор той или иной абстракции необходимо связывается
с субъектом, и только с ним. «Выбор всегда необходимо субъективен.
Это забота отдельного представителя науки — делать выбор. Никто тут
не может ему что бы то ни было предписывать, даже хотя бы рекомендовать.
Ибо выбор всегда связан с ценностью, а ценность доказать нельзя» 10.
Можно посмотреть на дело и так, что, скажем, предмет
политической экономии — «это область интересов всех тех, кто либо сам
себя называет экономистом, либо назван так другими» 11,
ибо если наука в целом и обоснованно делает свой выбор, то ведь в каждом
отдельном частном случае применения науки к практике и опыту мы оказываемся
опять-таки в сфере произвола: ведь применяет-то науку человек, личность,
скажем, экономист, кто же поручится, что экономические аргументы в
каждом данном случае привлечены правомерно? Сам экономист? Но тогда
экономические объекты возникают вследствие мановения «волшебной палочки»
экономиста с его «точкой зрения». Сам же предмет не может противостоять
этому насилию. Совершенно ясно, что «экономический аспект» должен быть
на основании вполне объективных критериев зафиксирован в самом предмете,
а не в сознании ученого.
Беда же заключается в том, что на практике дело зачастую
именно так и обстоит: объект рассматривается как поле, по которому
вкривь и вкось, срезая углы и неровности, снуют бульдозеры «специалистов».
Вы хотите знать, что такое мышление? Спросите об этом физиолога. Или
психолога. Еще лучше — кибернетика, нынче это модно. У каждого готова
«точка зрения». «Специалисты» вмиг растащат наш предмет по кускам.
Хорошо, что наша «вещь» — мышление — может сопротивляться, у нее есть
адвокат – [154] философия. Бессловесная же природа беззащитна. Нелегко
ей противостоять домогательствам «специалистов»!
Дуализм предмета науки и предмета опыта некоторыми
авторами «преодолевается» «методологически», другими — «гносеологически».
Рассмотрим прежде всего первый вариант.
Г.П. Щедровицкий предлагает остроумное решение
вопроса, которое, однако, не может нас удовлетворить. Это решение состоит
в различении «объекта» и «предмета» знания. «Объект существует независимо
от знания, он существовал и до его появления. Предмет знания, напротив,
формируется самим знанием. Начиная изучать или просто «включая» в деятельность
какой-либо объект, мы берем его с одной или нескольких сторон. Эти
выделенные стороны становятся «заместителем» или «представителем» всего
многостороннего объекта; они фиксируются в знаковой форме знания. Поскольку
это — знание об объективно существующем, оно всегда объективируется
нами и как таковое образует «предмет». В специально-научном анализе
мы всегда рассматриваем его как адекватный объекту. И это правильно.
Но при этом надо всегда помнить, — а в методологическом исследовании
это положение становится главным, — что предмет знания не тождествен
объекту; он является продуктом человеческой познавательной деятельности
и, как особое создание человечества, подчинен особым закономерностям,
не совпадающим с закономерностями самого объекта. Одному и тому же
объекту может соответствовать несколько различных предметов. Это объясняется
тем, что характер предмета знания зависит не только от того, какой
объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для
решения какой задачи» 12.
Иными словами: «предмет» — это моделированное в знаковой системе одно
из свойств (или группа отдельных свойств) многообразного объекта. В
определение «предмета» со стороны его содержания входит цель,
которая и выделяет из всей совокупности «сторон» предмета [155] существенную
сторону. Здесь мы вернулись к тому пониманию сущности, которое развивает
Ф. Франк в цитированном отрывке из его книги.
Дело, конечно, вовсе не в том, чтобы кивать на такое
совпадение мыслей. Это совпадение свидетельствует лишь о том, что перед
нами налицо проблема, которую автор ставит и пытается разрешить.
Хуже, когда она не только не решается, но и не ставится.
Прежде чем проанализировать эту точку зрения по существу,
хочется высказать несколько частных (в данной связи) соображений. Явления,
о которых пишет Г.П. Щедровицкий, действительно имеют место, и
от них не отмахнешься «парой фокуснических фраз». Действительно, вообще
говоря, наука рассматривает не объекты как таковые, а предметы, представляющие
не только свойства вещей, но и уровень нашего суждения о них, степень
их освоения. Действительно, предмет научного познания исследуется через
замещающую его (по преимуществу, но не исключительно) знаковую модель.
Действительно, совпадение этой модели со свойствами «объекта» относительно,
а не абсолютно, и представитель этой науки, «специалист», склонен рассматривать
это совпадение как абсолютное, доверяя своей модели, за исключением
периодов «революционной ломки» научных принципов и понятий. Вообще
автор с полным основанием показывает в своей работе несостоятельность
натуралистической концепции научного познания.
Но неверно то, что объект становится предметом науки,
«включаясь в познание». Неверно, что «предмет знания формируется...
самим знанием». Неверно, что «замещающая модель» и есть предмет знания,
что социальная природа научного знания исчерпывается знаковой формой
его реализации и обращения в обществе. Объект становится предметом
науки, «включаясь» в действительность, отличную от его собственной
природы (в случае с математикой — в человеческую действительность).
Но неверно, что эта действительность есть действительность знания. [156]
Г.П. Щедровицкий прибегает для иллюстрации своей
мысли к арифметике, показывая операции замещения при счете объектов.
Надо сказать, что этот пример неудачен. Математика слишком своеобразная
область, чтобы обращаться непосредственно к ней для иллюстрации закономерностей
научного познания. Характер этой «специфики» мы постараемся показать
ниже, а пока только заметим, что операция счета предполагает включение
объекта не просто в систему познания, но и в систему материально-практической
деятельности, в систему производства, которая столь же объективна,
как и сам включаемый в нее объект. Поэтому куда правильнее будет сказать,
что не знание создает предмет из объекта, а объективная материально-практическая,
производственная деятельность, которая одновременно создает и само
знание со всеми его «включениями».
Не всегда предмет науки возникает в процессе включения
объекта в деятельность человека. В большинстве случаев это включение
одной системы вещей в другую, одной системы «объектов» в другую систему
«объектов» осуществляется независимо от человеческой деятельности.
Следовательно, и сам предмет науки возникает в системе вещей, а не
в системе «наука — вещи». Натурализм действительно несостоятелен, но
не потому, что объект необходимо брать на стыке с познанием, а потому
что возникающая на этом «стыке» реальность несводима к свойствам той
или другой системы вещей (включаемой и включающей) в отдельности. Думается,
что ни «методология», ни «гносеология» здесь не помогут делу. Методология
и гносеология необходимы лишь там, где требуется уточнить уровень и
способ фиксирования этого «стыка», этого «предмета». Модель — лишь
способ фиксировать предмет, существующий независимо от нее, и методология
с гносеологией необходимы лишь для того, чтобы суметь отличить модель
от «предмета», а не «предмет» от объекта. Модель как раз и возможна
потому, что собственная природа вещи, функционирующей в некоторой системе,
отличной от нее самой, практически «снята», нейтрализована этой системой. [157]
Модель есть воспроизведение формы «для себя бытия»
вещи. Эта форма не создается, но лишь воспроизводится моделью. В сущности,
и процесс развития есть не что иное, как процесс непрерывного моделирования,
вовлечения все новых и новых вещей в систему, «гашение» их «собственной
природы», нивелировка собственного «строения», уподобление
строению развивающегося объекта. Научная модель — лишь бледный образ
этого процесса.
Нетрудно показать, что «методологический» способ решения
нашей проблемы, предполагающий операциональное определение предмета
науки и категорию цели, заключает в себе логический круг: цель входит
в определение предмета, его «существенной стороны». Таким образом,
сущность определяется через цель. А цель? Ведь цель в ее рациональном
выражении есть не что иное, как некий внутренний, содержательный образ
предмета, который мы хотим видеть осуществленным. Цель тоже есть некоторый
предмет, хотя и воображаемый. Этот предмет вполне может и должен быть
определен в содержательных категориях логики. Таким образом, предмет
геометрии, например треугольник, получается через «замещение» вещи...
треугольником. Иными словами, наука «видит» в «объекте» (употребляя
терминологию Щедровицкого) лишь свой «предмет», а в предмете можно
усмотреть только саму науку. «Предмет» определяется через науку, а
наука определяется через предмет. «Задача» — это просто нереализованный
предмет, а предмет — лишь реализованная задача. Где же здесь выход?
– Его нет, сколько мы бы его здесь ни искали. Предмет должен быть дан,
а не «задан». Другого пути здесь нет, если мы хотим рассматривать проблему
только «методологически».
«Методологическое» рассмотрение предполагает, как
мы видели, что никакой специфики в предмет познания теоретическое знание
с собой не привносит. Оно лишь комбинирует данное, отбрасывает или
привлекает готовые свойства объекта. «Задан» лишь способ комбинирования,
«заданы» формы научной деятельности, приемы научных «манипуляций» с
вещами. [158]
«Методологический» подход к проблеме предмета науки
вовсе не обязательно следует расценивать как позитивистский. Авторы-марксисты,
придерживающиеся этой концепции и опирающиеся на теорию отражения,
отдают себе отчет в том, что «... именно методология и теория познания...
оказываются учением об объектах и областях объектов, т.е. обязательно
включают в себя моделирующую мир онтологию. Поэтому ошибочным является
тезис, время от времени всплывающий в философской литературе, что-де
«теория познания и логика являются наукой о деятельности и процессах
познания, а не о мире» 13.
Поясняя, что такое «моделирующая мир онтология», тот же автор делает
очень важное разъяснение: «Методологическая онтология не имеет ничего
общего с натурфилософией: она существует в системе методологии и создается
не на основе анализа физической, химической или какой-либо иной эмпирии,
а на основе анализа человеческой деятельности — производства (практики)
и мышления» 14.
Здесь уже по-иному определены предмет и задачи философии,
чем в той «натурфилософии», с которой мы ранее имели дело. Задача философии,
понятой как методология, заключается в анализе научного знания, в исследовании
путей его развития и его перспектив на основе исследования всеобщих
законов не природы как таковой, но человеческой материальной и духовной
деятельности. Эта деятельность и представляет собой ту реальность,
которая и является собственным предметом философии. Наиболее интенсивно
эта область разрабатывалась Кантом, Фихте и Гегелем. Новый подход к
философии позволил избежать заблуждений старой натурфилософии, претендовавшей
на универсальную истину.
Нет нужды рассматривать эту тему в историко-философском
плане. Как бы ни был важен для философии такой подход, он все же не
мог превратиться для нее в столбовую дорогу. Ведь уже в философии Гегеля
преодолен кантианско-фихтевский субъективизм, [159] рассматривавший
формы деятельности (правда, только духовной) в качестве единственной
и абсолютной реальности. Уже у Гегеля формы духовно-творческой деятельности
рассматриваются не сами по себе, но как выражение универсальных объективных
законов, имеющих силу и для человека и для природы. Тем большее значение
должно иметь это обстоятельство для марксистской философии.
В самом деле, принцип материалистического монизма
с необходимостью ставит вопрос об отношении законов деятельности (взятых
со стороны содержания) к законам природы, о выявлении общих закономерностей
всей действительности, о тождестве этих закономерностей по содержанию.
Поэтому указание на «деятельность», само по себе важное, так же мало
разрешает нашу проблему, как указание на «природу» в старой натурфилософии.
Выше уже было сказано, что основное содержание истории монистической
философии греков — это поиски некоей «натуральной логики», т.е. тенденция,
рациональным выражением которой является диалектика.
Содержит ли «логика деятельности» (включающая и деятельность
научную) ответ на вопрос о природе научного знания, о специфике его
предмета, о логике науки? Нам думается, — нет. Не в универсальной «логике
вещей», а в специфической логике деятельности ищет методологическая
концепция философии ответ на интересующий нас вопрос. Поэтому даже
если допустить, что она обосновывает отношение научного знания к его
объекту, то нерешенным остается вопрос о ее собственном обосновании.
Подведем некоторые итоги рассмотрения этой «методологической»
концепции философии и научного познания.
1. Решающим обстоятельством для нее является признание
многозначности эмпирического факта. Единичные вещи, явления, события
сами по себе еще не представляют какую-либо определенную сущность,
не обладают устойчивой формой. Эмпирический факт — лишь аморфный материал,
не обладающий собственной логикой, символ, который еще надо «интерпретировать»,
истолковать. [160]
2. Система, интерпретирующая факты и полагающая определенную
форму их рассмотрения, — это система знания, система науки, с ее «углом
зрения», с ее собственной логикой, с ее «языком». Интерпретация факта,
явления, единичной вещи или события — функция теории, но не самой действительности.
3. Реализуя определенный «угол зрения», теория создает
абстракцию предмета науки и опредмечивает ее чаще всего в знаковой
модели. Эта абстракция, если не по содержанию, то во всяком случае
по своей форме, есть произвольная (в отношении самого объекта), а не
реальная абстракция. (В лучшем случае она обосновывается «логикой деятельности»,
природой науки и ее целями.)
4. Методом исследования этой «опредмеченной абстракции»
является метод формальный, выражающий природу абстракции, но не природу
той вещи, от которой эта абстракция отвлечена. Этот метод представляет
собой движение «вкривь и вкось» по объекту. Его логика есть логика
формальная. Она выражает природу науки, как исторически сложившейся
формы деятельности, но не природу объекта, не его логику.
Мы видим, таким образом, что «методологическая философия»
пытается разрешить затруднение, возникшее еще в античной философии,
наиболее ярко выраженное Аристотелем в его известной антиномии материи
и формы, многозначности вещи в аспекте материи и однозначной ее определенности
в аспекте формы. Отказываясь от концепции «метафизики», ставившей препоны
на пути развития конкретных наук (вспомним ньютоновское предостережение:
физика, бойся метафизики!), философия превращается в методологию, усматривающую
форму, сообщающую вещи однозначность, в самой науке.
Было бы большой ошибкой полагать, что методологическая
концепция «произвольной абстракции» предмета науки сама представляет
собой такую «произвольную абстракцию», выдумку философов. Корни «методологической
абстракции» заключаются в известной ограниченности научной практики,
еще не опирающейся вполне на диалектику. Опыт анализа некоторых случаев
этой практики будет рассмотрен ниже. [161]
1 В рецензии на работу Маркса «К критике политической экономии»
Ф. Энгельс писал: «Со времени смерти Гегеля вряд ли была сделана
хотя бы одна попытка развить какую-нибудь науку в ее собственной, присущей
ей внутренней связи». (См.
Маркс К. К критике политической
экономии, с. 232.)
2 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики.
Москва — Ленинград, 1948, с. 30‑31.
3 Там же, с. 30.
4 Франк Ф. Философия науки, с. 60.
5 Там же, с. 62.
6 «Под “существенными свойствами” вещи мы будем подразумевать
те свойства, которые необходимы для достижения определенной цели. Без
уточнения цели термин “существенный” не имеет определенного значения».
(Там же, с. 65.)
7 Там же, с. 101.
8 Carnap R. Logische Syntax der Sprache. W., 1934, S. 44.
9 Франк Ф. Философия науки, с. 111.
10 Tagwerker H. Beiträge zur Methode und Erkenntnis
in der theoretischen Nationalökonomie. W., 1957, S. 43.
11 Cannan E. Der wirtschaftliche Wohlstand. Sammlung
Dalp., B. XII. Berlin, 1948, S. 6.
12 Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного
исследования. М. 1964, с. 14‑17.
13 Там же, с. 13.
14 Там же.