Введение
Задача создания Логики (с большой буквы), т.е. систематически развернутого
изложения диалектики, понимаемой как логика и теория познания современного материализма,
завещанная нам Владимиром Ильичем Лениным, приобрела в наши дни особую остроту.
Отчетливо выраженный диалектический характер проблем, возникающих во всех сферах
социальной действительности и научного познания, заставляет все яснее осознать,
что только марксистско-ленинская диалектика способна быть методом научного познания
и практической деятельности, активно помогать ученому в теоретическом осмыслении
экспериментально-фактических данных, в решении проблем, встающих в процессе научного
исследования.
За последние десять — пятнадцать лет написано немало работ, посвященных
отдельным разделам, составным частям того целого, о котором мы все мечтаем; их
вполне можно рассматривать как параграфы и даже главы будущей «Логики», как более
или менее готовые блоки строящегося здания. Разумеется, чисто механически такие
«блоки» в одно связать нельзя. А поскольку задача систематического изложения
диалектической логики может быть решена только коллективными усилиями, необходимо
определить хотя бы самые общие принципы [3] совместной работы. В предлагаемых
очерках мы попытаемся конкретизировать некоторые из исходных принципов такой
коллективной работы.
В философии, как с легкой грустью заметил еще Гегель в своей «Феноменологии
духа», чаще, чем в какой-либо другой науке, «впадают в иллюзию, будто в цели
и в конечных результатах выражается сама суть дела, и даже в совершенной ее сущности,
рядом с чем выполнение, собственно говоря, несущественно» 1.
Сказано очень точно. Пока диалектику (диалектическую логику) рассматривают
как простое орудие доказательства заранее принятого тезиса — безразлично, выставлен
ли он сначала, как того требовали правила средневековых диспутов, или же обнаруживается
лишь в конце рассуждения, чтобы создать иллюзию непредвзятости (дескать, вот
что получилось, хотя мы этого и не предполагали), — она так и остается чем-то
«несущественным». Превращенная в простое орудие доказательства заранее принятого
(или заданного) тезиса, она становится софистикой, лишь внешне похожей на диалектику,
но пустой по существу. И если верно, что не в «голых результатах» и не в «тенденции»
движения мысли обретает свою жизнь подлинная диалектическая логика, а только
в форме результата «вместе со своим становлением» 2,
то и в ходе изложения диалектики как Логики следует считаться с этой истиной.
При этом нельзя впадать и в другую крайность, делая вид, будто мы никакой цели,
определяющей с самого начала способ и характер наших действий по ходу анализа
проблемы, перед собой не ставим и пускаемся в плавание наобум. И поэтому сказать
ясно, что представляет собой «предмет», в котором мы хотим обнаружить его внутренне
необходимое членение, мы уж во всяком случае обязаны наперед.
В общем и целом наш «предмет» — мышление, и диалектическая Логика
имеет своей целью развернуть его научное изображение в тех необходимых моментах
и притом в той необходимой [4] последовательности, которые нисколько не зависят
ни от воли нашей, ни от сознания. Другими словами, Логика обязана показать, как
развивается мышление, если оно научно, если оно отражает, т.е. воспроизводит
в понятиях вне и независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами
создает его духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает
его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле — в эксперименте,
в практике. Логика и есть теоретическое изображение такого мышления.
Из сказанного ясно, что мышление мы понимаем как идеальный компонент
реальной деятельности общественного человека, преобразующего своим трудом и внешнюю
природу, и самого себя.
Диалектическая Логика есть поэтому не только всеобщая схема субъективной
деятельности, творчески преобразующей природу, но одновременно и всеобщая схема
изменения любого естественно-природного и социально-исторического материала,
в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она
всегда связана. Вот в чем, на наш взгляд, заключается подлинный смысл ленинского
положения о тождестве (не о «единстве» только, а именно о тождестве, о полном
совпадении) диалектики, логики и теории познания современного научного, т.е.
материалистического, мировоззрения. Такой подход сохраняет в качестве одного
из определений диалектики дефиницию, данную Фридрихом Энгельсом (диалектика есть
наука о всеобщих формах и законах всякого развития, общих мышлению с «бытием»,
т.е. с природным и социально-историческим развитием, а не о «специфически субъективных»
законах и формах мышления).
Мы думаем, что именно так и можно соединить диалектику с материализмом
и показать, что Логика, ставшая диалектикой, является не только наукой «о мышлении»,
но и наукой о развитии всех вещей, как материальных, так и «духовных». Понимаемая
таким образом Логика и может быть истинной наукой о мышлении, материалистической
наукой об отражении движения мира в движении понятий. Иначе она неизбежно превращается
из науки о мышлении в [5] чисто техническую дисциплину, в описание «операторики»
действий с терминами языка, как и случилось с логикой в руках неопозитивистов.
Конкретизация выставленного выше общего определения Логики должна,
очевидно, заключаться в раскрытии входящих в него понятий, прежде всего понятия
«мышление». Тут опять возникает чисто диалектическая трудность: полностью, т.е.
конкретно, определить это понятие и значит написать Логику, ибо подлинное определение
может быть дано отнюдь не в «дефиниции», а в «развертывании существа дела».
Ближайшим образом к понятию мышления примыкает и понятие самого
«понятия». Дать «дефиницию» и тут легко, но много ли в ней проку? Если мы, примыкая
к известной традиции в Логике, под «понятием» склонны понимать не «знак», не
«термин, определенный через другие термины», и не просто «отражение существенных
признаков вещи» (ибо тут сразу же выступит на первый план смысл коварного слова
«существенные»), а понимание сути дела, то правильнее всего, как нам кажется,
ограничиться в отношении дефиниций сказанным и приступить к рассмотрению «существа
дела», начать с абстрактных, простых и по возможности бесспорных для каждого
определений, чтобы прийти к «конкретному». В данном случае к марксистско-ленинскому
пониманию существа Логики, ее конкретно развернутому «понятию».
Всем сказанным и определяется замысел и план работы. На первый
взгляд может показаться, что она, если и не полностью, то в значительной мере,
– историко-философское исследование. Но «исторические» коллизии осуществления
«дела Логики» для нас не самоцель, а лишь тот фактический материал, сквозь который
постепенно проступают четкие контуры «логики Дела», те самые общие контуры диалектики
как Логики, которые, критически скорректированные, материалистически переосмысленные
Марксом, Энгельсом и Лениным, характеризуют и наше понимание этой науки. [6]
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения, т. IV. Москва, 1959, с. 1.
2 См. там же, с. 2.