Глава первая
Диалектическое и метафизическое понимание конкретного
Определение «конкретного» у Маркса
Известно, что Маркс определяет конкретное как «единство
многообразного» 1.
С точки зрения традиционной формальной логики это определение может показаться
парадоксальным: ведь сведение чувственно-данного многообразия к единству представляется
на первый взгляд задачей выработки не конкретного, а как раз наоборот, абстрактного
знания о вещах. С точки зрения этой логики, осознать единство в чувственно воспринимаемом
многообразии явлений — значит выявить то абстрактно-общее, одинаковое, которым
обладают все эти явления. Это абстрактно отвлеченное единство, зафиксированное
в сознании с помощью общего термина, и представляется на первый взгляд тем самым
«единством», а котором только и может идти речь в логике.
Действительно, если понимать переход от живого созерцания и представления
к понятию, от чувственной ступени познания к рациональной, только как процесс
сведения чувственно-данного многообразия к простому абстрактному единству, то
определение Маркса обязательно покажется выражением, неоправданным с точки зрения
«логической» терминологии. [5]
Все дело, однако, в том, что взгляды Маркса опираются на совершенно
иные представления о мышлении, о его цели и задачах, нежели те, на основе которых
строила свою теорию старая, недиалектическая логика. Это отражается не только
в существе решения логических проблем, но и в терминологии. И это неизбежно:
«В науке каждая новая точка зрения влечет за собой революцию и в ее технических
терминах» 2.
Если Маркс определяет конкретное как единство многообразного, то
здесь предполагается диалектическое понимание и единого, и многого, и их отношения
друг к другу. Единство в диалектике понимается прежде всего как связь, как взаимосвязь
и взаимодействие различных явлений в составе некоторой системы, совокупности,
а вовсе не как абстрактное подобие этих явлений друг другу. Это диалектическое
значение термина «единство» и предполагается определением Маркса.
Определение конкретного, данное Марксом, означает, если несколько
развернуть его афористически краткую формулу, буквально следующее: конкретное,
конкретность — это прежде всего синоним реальной связи явлений, сцепления
и взаимодействия всех сторон, моментов предмета, данного человеку в созерцании
и представлении. Под конкретным понимается тем самым внутренне расчлененная совокупность
различных форм существования предмета, неповторимое сочетание которых характерно
только для данного предмета. Единство, понимаемое так, осуществляется не через
подобие явлений друг другу, а как раз наоборот, через их различие и противоположность.
Такое понимание единого во многом (или конкретности), очевидно,
не только не совпадает с тем пониманием, из которого исходила старая логика,
но и прямо ему противоположно. Оно сближается здесь по смыслу с понятием целостности,
и Маркс часто в качестве синонима конкретности употребляет также термин «тотальность»,
которому в русском языке как раз и соответствуют слова «целостность», «целокупность».
К этому термину Маркс прибегает в тех случаях, когда ему приходится охарактеризовывать
предмет как единое, связанное во [6] всех его многообразных проявлениях целое,
как «органическую систему» взаимообусловливающих друг друга явлений в противоположность
метафизическому представлению о нем, как о механическом агрегате неизменных составных
частей, связанных между собой лишь внешне, более или менее случайно.
Самое важное в Марксовом определении конкретного заключается в
том, что оно оказывается прежде всего объективной характеристикой предмета, рассматриваемого
совершенно независимо от всех тех эволюций, которые происходят в познающем субъекте.
Конкретен предмет сам по себе, «в себе», независимо от того, достигается ли он
мышлением или воспринимается органами чувств. Конкретность не создается в процессе
отражения предмета в субъекте ни на чувственной ступени этого отражения, ни на
рационально-логической.
Иными словами, «конкретное» — это прежде всего такая же предметная,
объективная категория, как и любая категория материалистической диалектики, как
«необходимое», или «случайное», как «сущность» или «явление». Она выражает собой
всеобщую форму развития и природы, и общества, и мышления. В системе взглядов
К. Маркса «конкретное» ни в коем случае не есть синоним чувственно-наглядного,
непосредственно-созерцаемого.
Поскольку «конкретному» противополагается «абстрактное», это последнее
трактуется Марксом также прежде всего предметно. Для Маркса это ни в коем случае
не синоним лишь «чисто-мыслимого», лишь продукта умственной деятельности, лишь
субъективно-психологического феномена, имеющего место только под черепной крышкой
индивидуума. Маркс сплошь и рядом использует этот термин в качестве характеристики
реальных, вне сознания существующих явлений и отношений, независимо от того,
отражены они в сознании или нет.
Так, например, Маркс говорит в «Капитале» об «абстрактном труде».
Здесь «абстрактность» выступает как объективная характеристика той формы, которую
человеческий труд приобретает в развитом товарно-капиталистическом производстве.
Автор «Капитала» настойчиво подчеркивает, что сведение различных видов труда
[8] к лишенному различий, однородному, простому труду — «...это — абстракция,
которая в общественном процессе производства совершается ежедневно». Это — «...не
менее реальная абстракция, чем превращение всех органических тел в воздух» 3.
В определении золота как «материального бытия абстрактного богатства»
также выражается его специфическая функция в организме товарно-капиталистической
формации, а вовсе не в сознании теоретика или практика.
Такое употребление термина «абстрактное» отнюдь не есть терминологическая
прихоть Маркса: оно связано с самым существом его логических воззрений, с диалектическим
пониманием отношения форм мышления и форм предметной, объективной реальности,
с пониманием практики (чувственно-предметной деятельности) как критерия истинности
абстракций мышления.
Еще меньше это словоупотребление можно объяснить как «атавизм гегельянства»:
именно против Гегеля направлено известное положение Маркса о том, что «простейшая
экономическая категория, например меновая стоимость... не может существовать
иначе, как абстрактное, одностороннее отношение уже данного конкретного живого
целого» 4.
«Абстрактное» в подобном, очень часто встречающемся у Маркса, контексте
приобретает смысл «простого», неразвитого, одностороннего, фрагментарного, «чистого»
(т.е. не осложнённого деформирующими воздействиями). Само собой понятно, что
в этом смысле «абстрактное» вполне может выступать в качестве объективной характеристики
реальных явлений, а не только явлений сознания.
«Чистота (абстрактная определенность), с которой древнем мире выступают
торговые народы — финикийцы, карфагеняне, — дана как раз самим преобладанием
земледельческих народов» 5 — и, уж
конечно, не преобладанием «абстрагирующей силы мысли» [8] финикийцев или ученых,
пишущих историю Финикии. «Абстрактное» в данном смысле вовсе не есть продукт
и результат мыслящей деятельности. От мышления этот факт зависит так же мало,
как и то обстоятельство, что «абстрактный закон размножения существует только
для растений и животных».
Согласно Марксу, «абстрактное» (как и его противопонятие, «конкретное»)
есть категория диалектики, как науки о всеобщи формах развития природы, общества
и мышления, а уже на этой основе — также и категория логики, ибо диалектика
и есть Логика марксизма.
Такое предметное толкование категории абстрактного направлено своим
полемическим острием против всевозможных разновидностей неокантианской логики
и гносеологии, грубо метафизически противополагающих «чистые формы мышления»
– формам объективной реальности. Для этих школ в логике «абстрактное» — это только
форма мысли, в то время как «конкретное» — форма чувственно-наглядного образа.
Это узкогносеологическое толкование, характерное для всех представителей юмистско-миллевской
и кантианской традиций в логике (например, Челпанов и Введенский в России), совершенно
чуждо и враждебно самой сути диалектики как логики и теории познания.
В современной буржуазной философий узкогносеологическая (т.е. в
конце концов, по существу психологическая) интерпретация категорий абстрактного
и конкретного утвердилась прочно. Вот свежий пример — определение «Философского
словаря» Макса Апеля и Петера Людца:
«АБСТРАКТНОЕ: изъятое из некоторой данной взаимосвязи и рассматриваемое
само по себе (für sich allein). Таким образом, абстрактное имеет смысл понятийного,
мыслимого в противоположность наглядно созерцаемому.
АБСТРАКЦИЯ: логическое действие, посредством которого через опускание
признаков поднимаются от наглядно-созерцаемой данности к общему представлению
и от данного понятия к обобщающему. Абстракция обедняет содержание и расширяет
объем. Противоположность абстракции — детерминация».
«КОНКРЕТНОЕ: непосредственно, наглядно созерцаемое. Конкретные
понятия обозначают созерцаемое, [9] отдельные объекты созерцания. Противопонятие
– абстрактное (см.)» 6.
Это однобокое определение (абстракция, конечно — и умственное отвлечение,
но ни в коем случае не сводится к нему) с незначительными вариациями кочует из
словаря в словарь, к какой бы разновидности идеализма ни принадлежал его составитель.
Оно отшлифовалось в десятках изданий и стало общепринятым среди буржуазных философов.
Это, разумеется, вовсе не свидетельствует о его правильности. Свидетельствует
это только о том, насколько чужда диалектика современной буржуазной философии и логике.
«Конкретное понятие» сводится этими дефинициями к «обозначению»
наглядно-созерцаемых единичных вещей, к простому знаку, символу. В мышлении,
иными словами, «конкретное» присутствует лишь номинально, лишь в качестве «обозначающего
имени». С другой стороны, «конкретное» превращено в синоним неосмысленной, неопределенной
«чувственной данности». Ни конкретное, ни абстрактное согласно этим дефинициям
нельзя применять в качестве характеристик теоретического знания по его реальному
предметному содержанию. Они характеризуют лишь «форму познания», — «конкретное»
– форму чувственного познания, а «абстрактное» — форму мысли, форму рационального
познания. Иными словами, они относятся к разным сферам психики, к разным предметам.
Там, где есть конкретное — нет абстрактного, и наоборот. Вот и вся премудрость
этих дефиниций.
Совсем по-иному вопрос об отношении абстрактного к конкретному
выглядит с точки зрения Маркса, с точки зрения диалектики, как логики и теории познания.
Этот вопрос лишь на первый взгляд кажется только «гносеологическим»
вопросом, вопросом об отношении умственного отвлечения к чувственно-воспринимаемому
образу. На самом деле он гораздо шире и глубже по своему, реальному содержанию,
и в ходе анализа неизбежно оборачивается совсем другой проблемой, — проблемой
отношения предмета к самому себе, т.е. [10] отношения различных моментов предметной
реальности друг к другу в составе некоторого конкретного целого. Поэтому и решается
этот вопрос в первую очередь в плане объективной диалектики, — в плане учения
о всеобщих формах и закономерностях развития природы, общества и самого мышления,
– а не в узкогносеологическом плане, как у неокантианцев, как у позитивистов.
Поскольку же речь заходит у Маркса о гносеологическом аспекте проблемы,
постольку под абстрактным, понимается любое одностороннее, неполное, однобокое
отражение предмета в сознании, — в противоположность конкретному знанию, как
знанию развитому, всестороннему, исчерпывающему. При этом совершенно безразлично,
в какой субъективно-психологической форме это знание «переживается» субъектом
– в форме чувственно-наглядного образа или же в словесно-отвлеченной форме. Логика
(диалектика) Маркса и Ленина устанавливают свои различения не с точки зрения
субъективной формы переживания, а с точки зрения объективного, предметного смысла
и значения знания. В виде наглядного образа может быть усвоено знание бедное,
тощее, однобокое. Логика в этом случае должна будет квалифицировать его как «абстрактное»
знание, несмотря на всю его наглядность. И наоборот, в словесно-отвлеченной форме,
на языке формул, прекрасно может быть выражено знание богатое, развитое, глубокое
и всестороннее, — то есть конкретное.
«Конкретность» не есть ни синоним, ни привилегия чувственно-образной
формы отражения действительности в сознании, так же как «абстрактность» не есть
специфическая характеристика рационально-теоретического познания. Конечно, мы
сплошь и рядом говорим о конкретности чувственного образа и об абстрактном мышлении.
Но, по справедливому замечанию глубокомысленного Козьмы Пруткова,
«Антонов есть огонь, но нет того закону,
Чтобы всегда огонь принадлежал Антону».
Чувственный образ, образ созерцания, столь же часто может быть
и весьма абстрактным. Достаточно вспомнить геометрический чертеж или произведение
абстрактной живописи. И наоборот, мышление в понятиях не [11] только бывает,
но и должно быть конкретным в самом полном и строгом значении этого слова. Известно,
что «абстрактной истины нет», что «истина всегда конкретна». И это вовсе не значит,
что истинным может быть только чувственно-наглядный образ, созерцание отдельной вещи.
Конкретное в мышлении и выступает, по определению Маркса, в форме
сочетания (синтеза) многочисленных определений. Логически связная система определений
как раз и есть та «естественная» форма, в которой осуществляется в мышлении истина.
Каждое из определений входящих в эту систему, отражает, само собой разумеется,
лишь частичку, фрагмент, момент, сторону конкретной действительности, — и, потому
само по себе, взятое отдельно от других определений, оно абстрактно. Иными словами,
конкретное в мышлении осуществляется через абстрактное, через свою собственную
противоположность, и без него невозможно. Но и диалектике это вообще не исключение,
а правило. Необходимость находится в точно таком же отношении со случайностью,
сущность с явлением и т.д.
С другой стороны, каждое из многочисленных определений, входя в
состав системы понятий конкретной науки, утрачивает в ней свою абстрактность,
наполняется смыслом и значением всех, других, связанных с ним определений. Отдельные
абстрактные определения взаимно дополняют друг друга, благодаря чему и преодолевается
абстрактность каждого из них, взятого порознь. Коротко говоря, в этом и заключается
диалектика отношения абстрактного к конкретному в мышлении, отражающем конкретное
в действительности. Диалектика абстрактного и конкретного в процессе теоретической
обработки данных живого созерцания, в процессе переработки созерцания и представления
в понятие и является предметом исследования в предлагаемой работе.
Разумеется, мы не можем претендовать на исчерпывающее раскрытие
проблемы абстрактного и конкретного на всех ступенях процесса познания вообще,
во всех формах отражения. В ходе образования чувственно-наглядного образа вещи
тоже имеется своя, и очень сложная диалектика абстрактного и конкретного, тем
более — при образовании представления, [12] связанного с речью, со словом. Память,
также играющая колоссальную роль в процессе познания, заключает в своем составе
не менее сложное отношение абстрактного к конкретному. Относятся эти категории
и к процессу художественного творчества. Все эти аспекты мы вынуждены оставить
без внимания, как предмет специального исследования.
Путь познания, путь, ведущий от живого созерцания к абстрактному
мышлению, и от него — к практике, — это очень сложный путь. В каждом его звене
совершается сложный диалектически-противоречивый процесс превращения конкретного
в абстрактное и абстрактного в конкретное. Даже ощущение «огрубляет» конкретную
действительность, даже в процессе непосредственного восприятия имеется момент
перехода от конкретного в действительности — к абстрактному в сознании. И переход
от живого созерцания к абстрактному мышлению — это вовсе не то же, что движение
«от конкретного к абстрактному». К этому моменту он никоим образом не сводится,
хотя -этот момент в нем всегда присутствует. Одно и то же это только для того,
кто конкретное понимает как синоним непосредственного наглядного образа, а абстрактное
– как синоним мысленного, понятийного. Но в наши дни на этой точке зрения застряли
только пошлые школки неокантианства и позитивизма. [13]
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 12. Госполитиздат, 1959, с. 727.
2 Маркс К. Капитал, т. 1. Госполитиздат, 1955, с. 29.
3 Маркс К. К критике политической экономии. Госполитиздат, 1953, с. 15.
4 Там же, с. 214.
5 Там же, с. 222.
6 Philosophisches Wörterbuch.
D-r M. Apel, D-r P. Ludz. Berlin, 1958, S. 4-5, 162.