Конкретное единство как единство противоположностей
Итак, мы установили, что мышление в понятиях направлено не на определение
абстрактного единства, мертвого тождества ряда единичных вещей друг другу, а
на раскрытие живого реального их единства, конкретной связи взаимодействия.
Однако анализ категории взаимодействия сразу же обнаруживает, что
простая одинаковость, простое [58] тождество двух единичных вещей вовсе не является
выражением принципа их взаимной связи.
Взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет
находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому, не хватает.
Наличие «одинаковости», конечно, всегда предполагается в качестве
предпосылки, в качестве условия, при котором устанавливается связь взаимодействия.
Но не через одинаковость осуществляется самое существо взаимодействия. Две шестерни
сцепляются друг с другом как раз потому, что зуб одной шестерни встречает против
себя не такой же зуб, а соответствующий вырез.
Когда две химические частицы, до этого как будто совершенно одинаковые,
«сцепляются» в молекулу, то в каждой из них происходит определенная перестройка
структуры. Каждая из двух действительно связанных в составе молекулы частиц имеет
в другой свое собственное дополнение: они в каждое мгновение обмениваются электронами
своих внешних оболочек, и этот взаимный обмен как раз и сращивает их в единое
целое. Каждая, из них тяготеет к другой потому, что, в каждый данный момент времени
в составе другой частицы находится ее собственный электрон (или электрон), –
тот самый, которого ей именно поэтому «не хватает». Там, где нет подобной постоянно
возникающей и постоянно исчезающей разницы, нет и сколько-нибудь прочного сцепления,
взаимодействия, а есть только более или менее случайный внешний контакт.
Если гипотетически представить себе случай, в реальности невозможный
– два абсолютно одинаковых по всем своим характеристикам явления, то — как ни
ломай голову — прочной связи, сцепления, взаимодействия между ними ни представить,
ни помыслить не удастся.
Еще важнее учитывать это соображение, когда речь заходит о связи
двух (или более) явлений, находящихся в процессе развития, вовлеченных в такой
процесс. Конечно, два совершенно схожих явления могут прекрасно сосуществовать
рядом друг с другом и даже вступать в известный контакт. Но абсолютно ничего
нового из этого контакта не возникнет до тех пор, пока этот контакт не вызовет
каждом из них таких внутренних [59] изменений, которые превратят их в различные
и противоположные моменты внутри, некоторого связного целого.
Патриархальные натуральные хозяйства, каждое из которых производит
внутри себя все то, что ему требуется, производит то же самое, что и соседнее,
не нуждаются одно в другом. Никакой сколько-нибудь прочной связи между ними нет,
ибо нет разделения труда, такой организации труда, при которой один делает то,
чего не делает другой. Там, где возникает разница между натуральными хозяйствами,
возникает впервые и возможность для взаимного обмена продуктами труда. Связь,
возникающая здесь, фиксирует и развивает далее разницу, а вместе с ней и взаимную
связь. Развитие различий между некогда одинаковыми (а именно потому — равнодушно
сосуществующими) хозяйствами и есть развитие взаимной связи между ними,
и есть процесс превращения их в различные и противоположные органы единого хозяйственного
целого, единого производящего организма.
Вообще развитие форм разделения труда и есть развитие форм взаимодействия
между людьми в процессе производства материальной жизни. Там, где нет хотя бы
элементарного разделения труда, нет и общества, а есть только стадо, связанное
биологическими, а не социальными узами. Разделение труда может иметь антагонистически-классовую
форму, может иметь форму товарищеского содружества. Но оно всегда остается разделением
труда, никогда не может стать «отождествлением» всех форм труда: коммунизм предполагает
не нивелировку, а максимальное развитие индивидуальных особенностей каждого лица,
как в области духовного, так и в области материального производства. Каждый индивидуум
становится здесь личностью в полном и высоком значении этого понятия именно потому,
что каждый другой взаимодействующий с ним индивидуум есть также неповторимая,
творческая индивидуальность, а не существо, совершающее одни и те же заштампованные,
стандартные, абстрактно-одинаковые действия, операции... Подобные операции вообще
выносятся за скобки «человеческой» деятельности, передаются машине. Но именно
поэтому каждый индивидуум здесь нужен и «интересен» для другого гораздо больше,
чем в мире товарно-капиталистического разделения труда. Общественные узы личности
с [60] личностью здесь гораздо непосредственнее, прочнее и полнокровнее, чем
узы товарного производства.
Поэтому конкретность, понимаемая как выражение живой, фактической,
объективной связи взаимодействия реальных единичных вещей, и не может быть выражена
в виде абстрактного тождества, голого равенства, чистого подобия рассматриваемых
вещей. Любой, самый элементарный случай реального взаимодействия в природе, обществе
или в сознании заключает в своем составе не просто тождество, а обязательно тождество
различенного, единство противоположностей. Взаимодействие предполагает,
что один предмет осуществляет свою данную, специфическую природу только через
свое взаимоотношение с другим, а вне этого отношения не может существовать как
таковой, как «этот», как специфически определенный предмет. И для того, чтобы
выразить в мысли, для того, чтобы понять единичное в его органической связи с
другим единичным и конкретное существо их связи, нельзя искать голого абстракта,
тождественного признака, абстрактно-общего для каждого из них, взятых отдельно.
Обратимся к более сложному и одновременно более яркому примеру.
В чем заключается, например, действительная, живая, конкретная и объективная
связь капиталиста и наемного рабочего, то «общее», чем каждый из этих единичных
экономических персонажей обладает в сравнении с другими? То, что оба они — люди,
оба испытывают потребность в пище, в одежде и прочем, оба умеют рассуждать, разговаривать,
трудиться, наконец? Всё это, несомненно, в них присутствует. Более того, все
это даже составляет необходимую предпосылку их связи как капиталиста и
наемного рабочего. Но ни в коем случае не составляет самого существа их взаимной
связи именно как капиталиста и рабочего. Действительная их связь покоится
как раз на том, что каждый из них обладает таким экономическим признаком, который
отсутствует у другого, на том, что их экономические определения полярно противоположны.
Дело в том, что один обладает как раз такой чертой, которая отсутствует у другого,
и обладает именно потому, что ею не обладает другой. Каждый взаимно нуждается
в другом в силу [61] полярной противоположности своих экономических определений
экономическим определениям другого. И именно это делает их необходимыми полюсами
одного и того же отношения и связывает их крепче, чем любая общность («одинаковость»).
Одно единичное является именно таким, а не другим, как раз потому,
что другое единичное полярно противоположно по всем характеристикам. Именно поэтому
одно не может существовать как таковое, без другого, вне связи со своей собственной
противоположностью. И пока капиталист остается капиталистом, а наемный рабочий
– наемным рабочим, каждый из них с необходимостью воспроизводит в другом прямо
противоположную экономическую определенность. Как наемный рабочий один из них
выступает потому, что против него другой выступает как капиталист, то есть как
такая экономическая фигура, все признаки которой полярно противоположны..
Это значит, что сущность их связи внутри данного конкретного
взаимоотношения покоится как раз на полном, отсутствии определения, абстрактно
общего и тому и другому.
Капиталист не может внутри этой связи обладать признаком из числа
тех, которыми обладает наемный рабочий, как и наоборот. А это и значит, что ни
один из них не обладает таким экономическим определением, которое было бы одновременно
присуще другому, было бы общим и тому и другому. Как раз этого общего в составе
их конкретной экономической связи нет.
Известно, что именно в общности экономических характеристик капиталиста
и рабочего упорно пыталась отыскать основание их взаимной связи пошлая апологетика,
которую бичевал Маркс. С точки зрения Маркса, действительное конкретное единство
двух (и более) единичных, особенных вещей (явлений, процессов, людей и т.д.),
находящихся в отношении взаимодействия, всегда выступает как единство взаимоисключающих
противоположностей. Между ними, между сторонами этого конкретного взаимодействия,
нет и не может быть ничего абстрактно-одинакового, абстрактно-общего.
Общее, как конкретное общее, в данном случае — это как раз взаимная
связь сторон взаимодействия как полярных, взаимодополняющих и взаимопредполагающих [62]
противоположностей. Через отношение к своей собственной противоположности
каждая из конкретно взаимодействующих сторон только и является самой собой, то
есть тем, что она есть в составе данной конкретной связи.
Сам термин «общее» здесь не совпадает, по смыслу с «одинаковым»,
«тождественным». Но это словоупотребление, характерное для диалектической логики,
вовсе не так уж чуждо обычному словоупотреблению и также опирается на оттенок,
везде присутствующий в слове «общее». Так, на всех языках общим называется предмет,
которым владеют сообща, коллективно, совместно. Говорят, например об «общем поле»,
«общем предке» и т.д. Диалектика в своей постановке вопроса всегда и отталкивалась
от этого этимологического оттенка. Здесь «общее» имеет значение именно связи,
которая вовсе не совпадает по своему содержанию с тем «одинаковым», что имеют
между собой различные соотносящиеся предметы, люди и т.д. Существо конкретной
связи людей, сообща владеющих полем, вовсе не заключается в том одинаковом, что
они имеют между собой. Общим для них здесь выступает тот особый предмет, который
каждый из них имеет вне себя и против себя, тот предмет, через отношение к которому
они и обретают отношение друг к другу. Сущность их взаимной связи тем самым полагается
какой-то более широкой системой условий, системой взаимодействия, внутри которой
они могут выполнять самые различные роли.
Что общего имеется у читателя с книгой, которую он читает, в чем
существо их взаимного отношения? Конечно же, это «общее» заключается не в том,
что и читатель и книга трехмерны, что оба они принадлежат к числу пространственно-определенных
предметов, не в том, что и тот и другая состоят из одинаковых, атомов, молекул,
химических элементов и т.д. Общее между ними не заключается в том одинаковом,
что свойственно и тому и другому. Как раз наоборот: читатель именно потому читатель,
что ему противостоит, в качестве условия, без которого он не есть читатель, именно
«читаемое», именно его конкретная противоположность.
Одно существует как таковое, как данный конкретно определенный
предмет, именно потому и только потому, что ему противостоит другое как его
конкретное другое, — предмет, все определения которого полярно [63] противоположны.
Определения одного есть определения другого с обратным знаком. Только так и выражается
и в понятии конкретное единство противоположностей, конкретная общность.
Ответ на вопрос о существе конкретной связи (конкретной общности,
конкретного единства) поэтому и решается не на пути отыскания того одинакового,
что абстрактно свойственно каждому из элементов такой общности, а на совсем ином пути.
Анализ в этом случае направляется на рассмотрение той конкретной
системы условий, внутри которой с необходимостью порождаются два элемента, предмета,
явления их т.п., которые одновременно и взаимно исключают друг друга, и взаимно
предполагают друг друга. Выявить противоположности, через взаимное отношение
которых и существует данная система взаимодействия, данная конкретная общность,
– и значит решить задачу. Анализ диалектической общности поэтому и оборачивается
исследованием того процесса, который создает два элемента взаимодействия (например,
капиталиста и наемного рабочего или читателя и книгу), каждый из которых не может
существовать без другого потому, что обладает, такой характеристикой, которой
не обладает другой, и наоборот.
В данном случае в каждом из двух взаимодействующих предметов будет
обнаружено именно то определение, которое ему свойственно как члену именно данного,
неповторимо специфического, конкретного способа взаимодействия. Лишь в этом случае
в каждом из взаимоотносящихся предметов будет обнаружена (и выделена путем абстрагирования)
именно та сторона, благодаря наличию которой он и является элементом этого, данного
конкретного целого.
Формулой диалектики является конкретное тождество, тождество
противоположностей, тождество различного, конкретное единство взаимоисключающих
и тем самым взаимопредполагающих определений. Вещь должна быть понята как элемент,
как единичное выражение всеобщей (конкретно-всеобщей) субстанции. В этом задача познания.
И с этой точки зрения, например, становятся понятными те трудности,
которые не дали возможности [64] Аристотелю раскрыть сущность, субстанцию менового
отношения, тайну равенства одного дома и пяти лож. Великий диалектик древности
и здесь старался найти не абстрактное тождество, а внутреннее единство
двух вещей. Первое отыскать легче легкого, второе же — далеко не так просто.
Аристотель, рассматривая меновое отношение, между домом и ложем, столкнулся с
неразрешимой для его времени задачей не потому, что не мог усмотреть между тем
и другим ничего общего. Абстрактно-общее между домом и ложем легко обнаружит
и не такой развитый в логическом отношении ум; в распоряжении Аристотеля было
очень много слов, выражающих нечто общее и дому и ложу.
И дом, и ложе — одинаково предметы человеческого быта, обихода,
условия жизни человека, и то и другое — чувственно-осязаемые вещи, существующие
во времени и пространстве, оба обладают весом, формой, твердостью и т.п. — вплоть
до бесконечности. Надо полагать, что Аристотель не очень удивился бы, если бы
кто-нибудь обратил его внимание на то обстоятельство, что и дом и ложе одинаково
сделаны руками человека (или раба), что и то и другое — продукты человеческого труда.
Для Аристотеля, таким образом, трудность заключалась вовсе не в
отыскании абстрактно-общего признака между домом и ложем, не в подведении того
и другого под «общий род», а в раскрытии, той реальной субстанции, в лоне которой
они приравниваются друг другу независимо от произвола субъекта, от абстрагирующей
головы и от чисто искусственных приемов, изобретенных человеком. В целях практического
удобства Аристотель отказывается от дальнейшего анализа не потому, что не в состоянии
заметить между ложем и домом ничего общего, а потому, что не находит такой сущности,
которая непременно требует для своего осуществления, для своего обнаружения
факта взаимного обмена, взаимного замещения двух различных предметов.
И в том, что Аристотель не может обнаружить ничего общего между двумя столь различными
вещами, проявляется вовсе не слабость его логических способностей, не недостаток
наблюдательности, а, как раз наоборот, — диалектическая сила и глубина
его ума. Он не удовлетворяется абстрактно-общим, а старается отыскать более глубокие
основания факта. Его интересует не просто высший род, под который при желании
можно [65] подвести и то и другое, а реальный род, относительно которого
ему свойственно гораздо более содержательное представление, нежели то, за которое
его сделала ответственным школьная традиция в логике.
Аристотель хочет найти такую реальность, которая осуществляется
в виде свойства ложа и дома только благодаря меновому отношению между ними, такое
общее, которое для своего обнаружения требует именно обмена. Все же те общие
признаки, которые он наблюдает в них, существуют и тогда, когда они никакого
отношения к обмену не имеют, а, следовательно, специфической сущности обмена
и не составляют. Аристотель, таким образом, оказывается бесконечно выше тех теоретиков,
которые спустя две тысячи лет после него видели сущность и субстанцию стоимостных
качеств вещи в полезности. Полезность вещи вовсе не обязательно связана с обменом,
не требует непременно обмена для того, чтобы быть обнаруженной. Аристотель, иными
словами, хочет найти такую сущность, которая проявляется только через обмен,
а вне его никак не обнаруживается,хотя и составляет «скрытую природу» вещи. Маркс
ясно показал, что именно не дало Аристотелю возможности понять сущность менового
отношения отсутствие понятия стоимости. Аристотель не смог понять, выявить
реальную сущность, реальную субстанцию меновых свойств вещей потому, что на деле
этой субстанцией является общественный труд. Отсутствовало понятие стоимости
и труда — вот и чем все дело. Заметим вместе с тем, что общее абстрактное представление
о том и другом в его время вовсе не отсутствовало. «Труд кажется совершенно простой
категорией. Представление о нем в этой всеобщности — как о труде вообще — также
весьма древне» 1 и Аристотелю,
конечно, оно было небезызвестно. «Подвести» и дом и ложе под абстрактное представление
«продуктов труда вообще» для ума Аристотеля не составило бы сколько-нибудь сложной,
а тем более неразрешимой логической задачи.
Аристотелю не хватало именно понятия стоимости. Слово, наименование,
заключавшее в себе простую [66] абстракцию стоимости, в его время, конечно,
было 2,
так как был и в его дни купец, который рассматривал все вещи под абстрактным
углом зрения купли-продажи.
Но понятие труда в эту эпоху отсутствовало. Это лишний раз
показывает, что в терминологии Маркса понятие есть не абстрактное, зафиксированное
в термине общее представление, а нечто иное. Что же именно?
Понятие труда (в отличие и в противоположность абстрактно-общему
представлению о нем) предполагает осознание роли труда в совокупном процессе
человеческой жизни. Труд не понимался в эпоху Аристотеля как всеобщая субстанция
всех явлений общественной жизни, как «реальная сущность» всего человеческого,
как реальный источник всех без исключения человеческих качеств.
Понятие явления налицо вообще лишь там, где это явление
понято не абстрактно (т.е. не просто осознано как неоднократно повторяющееся
явление), а конкретно, т.е. с точки зрения его места и роли в определенной системе
взаимодействующих явлений, в системе, составляющей некоторое связное целое. Понятие
есть там, где единичное и особенное осознаются не просто как единичное и особенное,
– хотя бы и неоднократно повторяющееся, — а через их взаимную связь, через всеобщее,
понимаемое как выражение принципа этой связи.
Вот таким-то пониманием труда Аристотель не обладал, ибо человечество
его эпохи еще не выработало сколько-нибудь ясного осознания роли и места труда
в системе общественной жизни. Более того, труд казался современнику Аристотеля
такой формой жизнедеятельности, которая вообще не относится к сфере собственно
человеческой жизни. Как реальную субстанцию всех форм и способов человеческой
жизни он труд не понимал. Немудрено, что он не понимал его и как субстанцию меновых
свойств вещи. Это — и только это — и значит в терминологии Маркса, что он не
обладал понятием труда и стоимости, а обладал всего-навсего абстрактным представлением
о нем, и это абстрактное представление не могло послужить ему ключом к пониманию
сущности товарного обмена. [67]
Буржуазные экономисты-классики впервые поняли труд как реальную
субстанцию всех форм хозяйственно-экономической жизни, в том числе и, прежде
всего такой формы, как товарный обмен. Это значит, что они впервые образовали
понятие о той реальности, о которой Аристотель владел лишь абстрактным представлением.
Причина этого заключается, конечно, не в том, что английские экономисты оказались
более сильными в логическом отношении мыслителями, чем Стагирит. Дело в том,
что экономисты познавали эту реальность внутри более развитой, общественной действительности.
Маркс ясно показал, в чем тут дело: сам предмет исследования –
в данном случае человеческое общество — «созрел» до такой степени, что сделалось
возможным и необходимым его познание в понятиях, выражающих конкретную субстанцию
всех его проявлений.
Труд, как всеобщая субстанция, как «деятельная форма» здесь выступил
не только в сознании, но и в реальности как тот «высший реальный род», которого
не мог рассмотреть Аристотель. «Сведение» всех явлений к «труду вообще», как
к труду, лишенному всех качественных различий, здесь впервые стало происходить
не только и не столько в абстрагирующей голове теоретиков, сколько в самой реальности
экономических отношений. Стоимость превратилась в ту цель, ради которой
осуществляется каждая вещь в процессе труда, в «деятельную форму», в конкретно-всеобщий
закон, управляющий судьбой каждой отдельной вещи и каждого отдельного индивида.
Дело в том, что здесь «сведение к труду, лишенному всех различий
выступает как абстракция, но как абстракция реальная, которая «в общественном
процессе производства довершается ежедневно» 3.
Как говорит Маркс, это «сведение» есть абстракция не более, но и не менее реальная,
чем превращение органических тел в воздух.
«Труд, который измеряется, таким образом, временем, выступает,
в сущности, не как труд различных субъектов, а, напротив того, различные трудящиеся
индивидуумы выступают как простые органы этого
труда» 4. [68]
Здесь труд вообще, труд как таковой предстает как конкретно-всеобщая
субстанция, а единичный индивид и единичный продукт его труда — как проявление
этой всеобщей сущности.
Понятие труда выражает нечто большее, чем просто то одинаковое,
что можно отвлечь от трудовой деятельности отдельных лиц. Это реально-всеобщий
закон, который довлеет над единичным и особенным, определяет их судьбы, управляет
ими, превращает их в свои органы, заставляет их выполнять именно такие функции, а не иные.
Само особенное и единичное формируется сообразно требованиям, заключенным
в этом реально-всеобщем, — и дело выглядит таким образом, что само единичное
в его особенности реально выступает как единичное воплощение реально-всеобщего.
Сами различия индивидов оказываются формой проявления всеобщего, а не чем-то
таким, что стоит рядом с ним и что не имеет к нему никакого отношения.
Теоретическое выражение такого всеобщего и есть понятие. С помощью
этого понятия каждое особенное и единичное осознается именно с той стороны, с
какой оно принадлежит данному целому, представляет собой выражение именно данной
конкретной субстанции, понимается как появляющийся и исчезающий момент движения
конкретно-специфической системы взаимодействия. Сама субстанция, сама конкретная
система взаимодействующих явлений понимается при этом как исторически сложившаяся,
как исторически развившаяся система.
Понятие (в отличие от общего представления, выраженного в слове)
непросто приравнивает одну вещь (предмет, явление, событие, факт и т.д.) другой
в каком-либо «высшем роде», гася в нем все ее специфические отличия, отвлекаясь
от них. В понятиях происходит совсем иное: единичный предмет отражается как раз
со стороны его особенности, благодаря которой он и оказывается необходимым элементом
некоторого целого, единичным(односторонним) выражением конкретного целого. Каждый
отдельный элемент любого диалектически расчлененного целого односторонне выражает
всеобщую природу этого целого именно своим отличием от других элементов, а не
абстрактным сходством с ними.
Поэтому понятие (в самом строгом и точном смысле) [69] не есть
монополия научно-теоретического мышления. «О таких вещах, как стол или стул,
как нож или спички, имеет понятие, а не просто выраженное в термине общее представление,
каждый человек. Каждый прекрасно понимает и роль этих вещей в жизни, и те специфические
их особенности, благодаря которым они играют именно такую, а не какую-нибудь
другую роль, те особенности, благодаря которым они занимают именно такое, а не
иное место в системе условий общественной жизни, внутри которых они сделаны,
созданы, возникли. В данном случае налицо полный состав понятия, и каждый человек
сознательно обращается с вещами сообразно их понятию, доказывая этим, что он
им обладает.
Иное дело такие предметы, как атом или искусство. Развитым понятием
– об искусстве обладает далеко не всякий художник, хотя бы он и создавал прекрасные
произведения искусства. Автор данной работы не стыдится признать, что об атоме
он, в отличие от физика, имеет лишь довольно общее представление. Но и не каждый
физик имеет понятие о понятии. Физик, чуждающийся философии, вряд ли его обретет.
Во избежание недоразумений надо оговорить еще и следующее. Под
мышлением в данной работе везде имеется в виду, прежде всего, научно-теоретическое
мышление, т.е. мышление, как оно протекает в процессе научно-теоретического исследования
окружающего мира. Такое ограничение задачи работы вовсе не означает, что так
называемое «обыденное» мышление недостойно внимания логики как науки, или что
оно протекает по каким-то другим законам. Все дело в том, что научно-теоретическое
мышление есть наиболее развитая форма мышления. Поэтому его анализ позволяет
легче выявить те закономерности, которые действуют в мышлении вообще. С другой
стороны, в повседневно практикуемом мышлении эти всеобщие закономерности и формы
мышления обнаружить просто труднее: здесь они всегда загорожены, заслонены массой
осложняющих факторов и обстоятельств. Процесс размышления здесь часто перебивается
вмешательством соображений, возникающих то по чистой ассоциации, то по чисто
индивидуально-эмоциональным мотивам; весьма часто ряд звеньев размышления здесь
просто выпадает, а пробел заполняется мелькнувшим в памяти [70] доводом сугубо
индивидуального, жизненного опыта; не менее часто человек ориентируется в обстановке,
в отношении к другому человеку или событию с помощью развитого эстетического
вкуса, восприятия, а размышление в строгом смысле слова играет при этом побочную,
вспомогательную роль, и т.д. и т.п. В силу всего этого «повседневное» мышление
является очень неудобным объектом логического анализа, исследования, имеющего
целью выявить всеобщие законы мышления вообще. Эти законы действуют здесь постоянно,
но рассмотреть и обособить их от воздействия осложняющих моментов гораздо труднее,
чем при анализе научно-теоретического процесса. В ходе последнего всеобщие формы
и законы мышления вообще выступают гораздо «чище»; здесь, как и всюду, более
развитая форма дает возможность понять менее развитую в ее подлинном виде, и
притом с учетом возможностей и перспектив развития в более высокую и развитую
форму.
Научно-теоретическое мышление находится к «повседневному» мышлению
именно в таком отношении; анатомия человека дает ключ к анатомии обезьяны, не
наоборот, а «намеки на высшее» могут быть правильно поняты лишь тогда, когда
эти высшее уже само по себе известно. Исходя из этого общего методологического
соображения, мы и рассматриваем главным образом законы и формы мышления вообще
именно в том их виде, в каком они выступают в ходе научно-теоретического мышления.
Тем самым мы и получаем ключи к пониманию всех других форм и применений мышления,
которые в известном смысле более сложны, чем научное мышление, чем применение
способности мыслить к решению научно-теоретических проблем, ясно и строго очерченных
вопросов. Само собой понятно, что всеобщие законы мышления остаются теми же самыми
и в научном и в так называемом «обыденном» мышлении. Однако в научном мышлении
рассмотреть их легче по той же самой причине, по какой всеобщие законы развития
капиталистической формации в середине XIX в. легче было выявить путем анализа
английского капитализма, а не русского или итальянского. [71]
1 Маркс К. К критике политической экономии, с. 216.
2 Древнегреческое, слово αξία
в точности соответствует немецкому «Wert» — цена, ценность, стоимость, достоинство.
3 Маркс К. К критике политической экономии, с. 15.
4 Там же.