К читателю
Новая книга Э.В. Ильенкова не нуждается ни в рекомендациях, ни
в пояснениях. И эти несколько вступительных слов были бы просто излишними, если
бы она не была его последней книгой.
Он был разносторонне талантлив. За что бы он ни брался, о чем бы
ни писал, — будь то логика или психология, педагогика или эстетика, «Капитал»
Маркса или «Наука логики» Гегеля, к кому бы он ни обращался — к философу-профессионалу,
учителю или студенту, — сказанное им всегда было свежим, глубоким и искренним,
согретым теплом одной страсти. Этой его страстью была материалистическая диалектика
как логика революционного мышления и революционного действия. Всегда и везде
он был не только ее исследователем, но и умным и ярким пропагандистом, философом-публицистом.
Наверное, именно поэтому сказанное им волновало даже людей, далеких
от философии. Впрочем, здесь он определенно не согласился бы с нами, ибо был
убежден, что наш современник не может быть далек от философии, от того, что составляет
[3] общий исток активной жизненной позиции личности, сплава знаний, убеждения
и действия. Правильнее будет сказать, что он именно потому так и писал, что видел
огромное политическое, социальное, общекультурное и нравственное значение ленинской
мысли о диалектике как логике и теории познания марксизма. Ибо был убежден, что
материалистическая диалектика, понятая по-ленински, есть жизненный фермент формирования
научного мировоззрения, составляющего сердцевину идейно-воспитательной работы партии.
И в последней книге, где речь идет о ленинском понимании материи
и сознания, о языке и мышлении, об истине и противоречии, о соотношении стихийного
и сознательного, о взаимоотношениях философии и естествознания, всюду реальным
предметом размышления остается дело, подготовка людей к величайшему из всех исторических
свершений — созиданию коммунизма.
Это книга-раздумье, книга-размышление. Читатель сам разберется
в ее теоретическом содержании и оценит его, найдет новые подходы к пониманию
роли и значения «Материализма и эмпириокритицизма» в истории марксистской философии
вообще, ее ленинского этапа в особенности, убедительные доказательства органической
связи идей этой работы с «Философскими тетрадями».
Эта книга — размышление не только о былом. Это — произведение воинствующего
материализма, отмеченное глубоким пониманием истории и бережным отношением [4]
к духу и букве ленинских текстов, печатью непримиримости к врагам ленинизма,
ленинской диалектики.
Э.В. Ильенков любил выражение «лупа времени». Прошлое и современность
всегда были для него измерениями, позволявшими видеть события более выпукло и
четко. История уже давно покрыла прахом забвения те имена противников диалектического
материализма, которыми пестрит книга Ленина. Но еще влиятелен позитивизм как
способ мышления, как мировоззрение. Следовательно, не ослаб и накал идеологической
борьбы, а, стало быть, и потребность учиться у Ленина меткости теоретических
ударов и нравственной силе идейной непримиримости.
Написана еще одна страница Ленинианы. Хочется пожелать, чтобы она
нашла путь не только к разуму, но и к сердцу читателя.
Л.К. Науменко,
доктор философских наук
[5]