Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





содержание вперед

РОСТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.А. Щитов

СТАНОВЛЕНИЕ
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ

Ответственный редактор
доктор философских наук С.Н. Мареев

Ростов-на-Дону

Издательство Ростовского университета
1989


Печатается по решению редакционной комиссии
по философским наукам
редакционно-издательского совета
Ростовского государственного университета

Рецензент кандидат философских наук
А.А. Сорокин

Редактор  Г.И. Филимонцева

Щитов А. А.
Становление диалектико-материалистической
концепции формы и содержания. — Ростов н/Д:
Издательство Ростовского университета, 1989. — 160 с.

ISBN 5-7507-0191-3

В монографии впервые в отечественной философской литературе рассмотрен генезис категорий формы и содержания на материале исследования мышления в античной, классической западно-европейской и марксистской философии. Отличительной особенностью данного анализа является последовательная реализация метода восхождения от абстрактного к конкретному, что позволило выявить исторические и логические взаимосвязи формы и содержания, формального и содержательного, формальной и диалектической логики. При работе автор опирался прежде всего на важнейшие произведения Аристотеля, Канта, Гегеля и Маркса. Книга рассчитана на специалистов в области философии, политической экономии, истории.

© Издательство Ростовского университета, 1989


От редактора

Представляемая на суд читателя книга написана в той традиции современной марксистской философии, которая связана главным образом с именем замечательного советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Это означает, что диалектика здесь рассматривается не просто как абстрактная теория развития «всего», а как теория развития в первую очередь человеческого мышления, в котором и отражается, а потому и представлено развитие всего остального. Это означает также, что категории диалектики рассматриваются здесь не как пустые абстрактные формы для любого содержания, а как формы вместе со своим содержанием. А любое содержание дано нам только как содержание нашего познания, нашего мышления. Поэтому именно такой подход к диалектике позволяет рассматривать категории как содержательные формы.

Принципиальную новизну книги составляет то, что в ней сделана попытка вывести категории формы и содержания. Иначе говоря, данные категории берутся не в готовом виде, как в докантовской метафизике, а в их становлении и развитии, начиная с самого простого и элементарного их проявления, которое обозначается как «различие, которое собственно не есть различие» (Гегель). Таким образом, автор анализ генезиса формы и содержания, как это и должно быть, начинает с того, что ни тем, ни другим собственно не является. Но именно это и позволяет ему дать реальное определение и того, и другого. При любом другом подходе обычно определения категорий оказываются формальными и по существу тавтологичными.

Не только при анализе категорий формы и содержания, но и при рассмотрении других категорий материалистической диалектики вообще у нас почти не применялся метод самой материалистической диалектики метод восхождения от абстрактного к конкретному. В представленной работе он применен последовательно, с пониманием существа дела и плодотворно, что и составляет весьма положительную особенность данной работы.

Если вопрос ставится о выведении категорий, т.е. ставится задача проследить их становление, генезис, то с необходимостью приходится решать также вопрос о том, в каком реальном процессе происходит такое становление категорий. Понятно, что здесь нельзя брать чисто мыслительный процесс, потому что это было бы повторением ошибки Гегеля и всего философского идеализма. Но здесь нельзя исходить и из развития природы как таковой, потому что собственная определенность природы

3


становится категориальной определенностью только благодаря деятельности мышления. Из этого круга есть только один выход, указанный марксизмом: исходить не из природы как таковой и не из мышления как такового, а из процесса практического изменения природы общественным человеком.

Иначе говоря, единственный путь выведения категорий прежде всего анализ практической деятельности, взаимодействия человека и природы в процессе труда. Такой подход у нас почти не применяется, более того, очень редко осознается его суть и необходимость. Автор монографии понимает и необходимость, и суть данного подхода и стремится его реализовать в своем исследовании категорий формы и содержания.

Оставляя теперь читателя наедине с этой книгой, хочется предупредить его, что это не развлекательное чтение, хотя здесь нет нарочитых усложнений и напускной важности, которые довольно часто так свойственны нашей философской литературе. Как сказал Ян Коменский, что находится во взаимной связи, должно и излагаться в той же самой связи. И путь тут выбирать не приходится: он должен соответствовать внутренней логике развития самого содержания. Автор стремится идти именно этим путем. И читателю ничего другого не остается, кроме как проделать тот же самый путь. Другого просто нет. Но в его конце он будет вознагражден его знание диалектики серьезно обогатится.

С. Мареев


















содержание вперед